Хан-ТенгриНастоящей Меккой альпинизма стал Центральный Тянь-Шань со знаменитыми вершинами Хан-Тенгри (7 010 м) и пиком Победы (7 439), принадлежащим соседнему... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Удивительная и прекрасная духовная культура казахов«Народная мудрость» — именно так дословно переводится слово «фольклор». Ведь действительно, фольклор — эт... +Далее... |
Литература исламского периодаПисьменная литература в период распространения ислама развивалась преимущественно в городах. Однако литерату... +Далее... |
Материальная культура казахов - богатство, собираемое вМатериальная и духовная культура казахов являются достоянием народа, а также предметом изучения ученых по... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
История Казахстана - Казахстан в древности
Кимакский каганат. На политической арене в казахской степи в IX веке появилось государство кипчаков, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Политическое ядро этого государства, племя имак, в середине VII века заняло территорию Восточного Казахстана. После падения Западно-Тюркского каганата в 656 г. имаки получили некоторую независимость. В начале VIII в. имаки подчиняются туркешам, но уже к середине этого столетия освобождаются от их власти. Более того, местные ертисские племена подчиняются имакам и создают с ними конфедерацию, получившую в восточных источниках название кимак (”еки-имак” – “два племени имаков”).
Находясь между карлуками и тюргешами, кимаки не только сумели сохранить независимость, но и распространили свое влияние на многочисленные кангарские роды, кочевавшие в Центральном Казахстане и объединенные в VIII в. группой сиров-кыпчаков, бежавших с Алтая после разгрома уйгурами Второго Тюркского каганата. После распада уйгурского каганата в 840 г. часть входивших в него племен присоединяется к кимакскому союзу. Создается мощное государство во главе с правителем, носившем титул “байгу” (искаженное “ябгу”), а в начале Х в. принявшим титул “хакан”. В конце IX в. в состав кимакского государства входило семь племенных групп: ишк, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. К середине Х в. территория Кимакского каганата делится на четыре основные области:
В кимакском обществе все более возрастала роль военных. Правителями уделов (их в стране было 12) были военные вожди. Зарождение удельно-племенной системы говорит об элементах административного деления в кимакском союзе. Арабский историк Ал-Идриси в своей книге называет 16 городов кимаков, 12 из которых находились в бассейне реки Ертис. В государстве существовала система налоговых сборов. Многие кочевники из-за своей бедности вынуждены были переходить к оседлости и заниматься ремеслом, рыболовством, земледелием. Их называли ятуками-жатак.
Источники полны сведений о взаимоотношениях кимакских правителей с соседними племенами. Военная экспансия кимаков на юге и севере Х в. сменилась мирным общением с соседями.
Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в IX-X вв. стали появляться признаки ее упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла кыпчакскому объединению.
Огузское государство. В XI-X вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкающих к ней степях Западного Казахстана сложилось политическое объединение огузов.
Этимология названия “огуз” неясна и она не раз дискутировалась в отечественной и зарубежной историко-филологической литературе. Термин, вероятно, означал “племена”, “объединение племен”, но затем мог превратиться в этническое имя с собирательным значением. Археологические и письменные источники говорят, что они на эту территорию пришли из Жетысу. Исходным ареалом расселения огузов были юго-восточные области Средней Азии, а начало становления ранне огузской группировки связано с Западным Жетысу. Кочевавшие по Сырдарье племена кангаров были вынуждены частью войти в состав огузов, частью откочевать на запад – в Северное Причерноморье. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошли как древний этнический компонент долины Сырдарьи, так и кочевые и полукочевые племена Жетысу. Они делились на ряд племен со множеством родовых подразделений.
Махмуд Кашгари утверждает, что огузы первоначально состояли из 24 племен. Более поздние авторы, в частности Марвази, говорят лишь о 12 племенах. Расхождение источников, вероятно, можно объяснить делением огузов на две экзогамные фратрии, бузуков и учуков, входящих соответственно в правое и левое крыло их войска. Огузское государство разделялось на уруки и аймаки. Термином “урук” обозначались родовые подразделения. Роды и племена, объединенные в состав более крупных племенных союзов, назывались “иль” (страна).
До прихода огузов на Сырдарью столицей их была старая Гузия в Жетысу. В Х в. столицей огузского государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Янгикент находится на старой караванной дороге, на стыке кочевого мира с оседло-земледельческой культурой. Огузская держава была неоднородной в этническом отношении. В городах и сельских поселениях жило тюркское и ираноязычное население.
Государство огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул “джабгу”. Правители имели соправителей и советников. Наследники правителя назывались “иналами”, для воспитания которых в детстве назначались специальные опекуны – “атабеки”. Жены правителей носили титул “хатун” и играли значительную роль в придворной жизни. Важное место также занимали военачальники. Главнокомандующий войсками – “сюбаши” опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались на основе свода неписанных правил, обычного права – “торе”, из наиболее могущественных родов. Власть верховного правителя ограничивалась советом крупной военно-племенной аристократии. В конце Х в. сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.
Политическая история огузов. Огузы играли важную роль в политической жизни Евразии. В 965 г. между ними и киевским князем Святославом был заключен военный союз против казар. Результатом совместных военных действий явился разгром Казарс-кого каганата и крупное поражение Булгарии.
В XI в. началось продвижение огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тог-рул беком и Чагры беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В 1025 г. часть сельджуков поселилась в современной Туркмении у г. Неса. В 1034-1035 гг. к ним присоединились подданные Тогрул бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии. В период правления Али хана участились народные восстания против жестокой эксплуатации. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм. Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов.
В середине XI в. в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчак-ской державы. Значительная часть огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караха-нидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кып-чаками огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.
В физическом типе огузов преобладал монголоидный расовый облик. Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.
Западно-кангарский союз. Кангарские племена, населявшие степи Казахстана от Жаика до Ертиса в VIII-IX вв. переживают кризис и попадают в зависимость от двух государств – кимакского и огузского. Только небольшая часть западно-кангарских племен сохраняет независимость. Эти кангары известны в русских летописях как печенеги, византийских – пацинаки, арабских – бажнак. Во второй половине IX в. кангары переходят реку Жаик и начинают объединение кочевых родов, подчинявшихся ранее Казарскому каганату. В персидском географическом трактате “Худуд Аль-Алем” (”Граница мира”), написанном неизвестным автором в Хв., говорится о двух ветвях бажнаков-тюркской и казарской. Казар-ские кангары кочевали в междуречье рек Тен и Кубан, в степях Северного Кавказа, а тюркские – в долине Едиля и в Западном Казахстане. В Х в. западно-кангарские объединения распространяют власть на все Северное Причерноморье, вытеснив мадиаров и казар. Это движение было возглавлено ханами Коркутом, Кайлы и Байша, объединившими наиболее сильные кангарские племена. К Х в. кан-гарский союз разделяется на восемь объединений, в каждое из которых входило по пять племен. Централизованная власть отсутствовала, а общие решения принимались на съездах знати. Во главе объединений стояли ханы, власть наследствовалась по удельно-лестничной системе.
С начала Х в. кангарский союз стал активно действовать на мировой арене. В 915 г. кангары впервые появляются на Руси, а в 944 г. совершают совместный поход на Византию. В 965 г. в союзе с князем Святославом они разрушают остатки Казарского ханства, а через три года начинают войну со своими бывшими союзниками. В 917 г. князь Святослав был убит, из его черепа хан Бори-Коркут сделал чашу для питья. Война с Русью продолжалась еще на протяжении 60 лет, пока в 1036 г. кангары не потерпели тяжелое поражение под Киевом. Земли Западного Казахстана попадают под власть кып-чаков. В середине XI в. кыпчаки переходят Едиль и начинают присоединять территории по Тену и Северному Кавказу. Один из запад-но-кангарских ханов – Кеген, пытался организовать сопротивление, но был разбит и бежал в Византию. Туда же через некоторое время откочевал хан Тирек с несколькими кангарскими родами. Часть их была уничтожена византийскими войсками, другая поселена в степях между Балканами и Дунаем в качестве пограничных сил. Оставшиеся на родине племена вошли в состав кыпчакских объединений под именем “кангар-оглы” или “кангарлы”, которое со временем трансформировалось в “канглы”. Так сегодня называется одно из крупных казахских племен Старшего жуза. Таким образом, в середине XI в. западно-кангарский союз прекратил свое существование, и политическая гегемония в степях от Дуная до Ертиса перешла кыпчакам.
Читайте: |
---|
Шайтаны озера Бирказан |
Мусулман-пери |
Слово шестоеОдна из казахских пословиц гласит: «Начало успеха — единство, основа достатка — жизнь». Но у каких людей бывает единство, и как они добиваются согласия между собой — казахи не... |