Из-за чего снять жилье в Яремче по нормальным ценам – эБез сомнения, каждый посетитель Карпат способен отыскать там отдых по собственным предпочтениям. Отдых в Карпатах примечателен даже тем, что он актуал... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Оседлая земледельческая культура Казахстана в V-XIII ввЮжные районы Казахстана и Жетысу издавна были местом распространения оседло-земледельческой культуры. О разв... +Далее... |
Казахский национальный костюмВ каждой области Казахстана есть свои особенности национальной одежды. Но это проявляется лишь в некоторых э... +Далее... |
Казахская община в Москве: сохранение традиций и решениКазахи в Москве и разных уголках России начали появляться в девятнадцатом веке. Первые из них появлялись в Пет... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
История Казахстана - Казахстан в древности
Историография древнего и средневекового Казахстана не имеет традиционных форм исторической литературы - хроник и летописей. В этом ее особенность. Отчасти объяснить такое состояние можно через особенности кочевых цивилизаций, иерархией ценностей кочевого общества. Имеются лишь рунические надписи, исторические памятники соседних народов, описания исследователей, ученых, путешественников, которые не проживали в Казахстане постоянно, но лишь посетили его, а затем отразили в своих отчетах, дневниках то, что видели.
Если взглянуть на карту мира, то можно сделать вывод о том, что народы, цивилизации и культуры имеют некую устойчивость в географическом положении. Весь мир «поделен» между народами в давние времена. Человек осваивал даже труднодоступные, малопригодные для жизни места – пустыни Гоби и Сахару, леса Сибири и Амазонии. В этом смысле Америка, «открытая» Христофором Колумбом, была познанием Европы самой себя.
Господствующим типом хозяйства в древнем Казахстане было кочевое и полукочевое скотоводство. Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое. Скот и продукты скотоводства создавали благоприятные условия для жизни кочевого социума. Однако Степь в любую минуту могла превратиться из кормилицы в ловушку. Огромные расстояния можно было пройти с конем, но без него, пешком, одолеть тысячи километров человек не мог. Главным богатством кочевника были знания. Кочевник должен был знать особенности функционирования среды обитания, специфику природных циклов, атмосферных осадков, время паводкового разлива, географию расположения пастбищ и колодцев, кратчайшие и разнообразные маршруты кочевания, места водопоя. Кроме того, необходимо было иметь представление о гидрохимическом составе воды, циклах продуктивности растительности, степени поедания и усвоения скотом растительности, процесс нажировки и качества состояния животных.
Природные особенности нашей страны характеризуются повышенной солнечной радиацией, изменчивостью и колебанием природно-климатических особенностей, периодическими засухами и ограниченностью водных ресурсов. Простое наблюдение показывает, что кочевники живут в тех местах, где несколько ограничены почвенные ресурсы и низка продуктивность растительного покрова. Природно-климатические условия среды определяют посезонный характер использования пастбищ. Чтобы скот мог пережить зиму, летом надо было создать условия для того, чтобы он хорошо нагулял жир. Это достигалось при условиях простора летовок и достаточности кормов. Скот, набравшийся жира, должен был укрепиться пастьбою на ку-зеу – осенних пастбищах, после которых перебирался к окраинам кыстау – зимних стойбищ.
На видовую структуру стада влияли зональность и посезонный характер продуктивности растительности. Так, в пустынной зоне 288 видов трав. Из них лошади и крупный рогатый скот поедали лишь 109 видов, верблюды — 148, овцы – 167. Из 180 видов солянок овцы поедали 132 вида, коровы – всего 24. Из полыней крупный рогатый скот поедает 24, овцы – 46, лошади – 39 видов.
В.В. Радлов в своей работе «Из Сибири» приводит интересный случай: «Киргиз спросил человека, ищущего потерявшееся животное, не слепо ли оно на один глаз, не прихрамывает ли оно на левую заднюю ногу, не рыжей ли оно масти и т.д. и так как хозяин животного принимает спрашивающего за вора, ибо тот отрицает, что видел животное, он ведет его к судье, где обвиняемый говорит, что не видел животное, но узнал о всех названных свойствах по его следу: правая нога всегда давала сильный отпечаток, отсюда ясно, что животное прихрамывало, на кусте терновника остался клок шерсти, по которой он определил масть, и, наконец, животное по пути оставило нетронутыми те травы, что были справа, и это указывает на то, что оно было слепым на правый глаз». Данный рассказ говорит о знаниях и наблюдательности кочевников.
В советской литературе была популярна точка зрения, в соответствии с которой переход к кочевому скотоводству связан с ростом поголовья скота и трудностью его прокорма. Поэтому пастбища приходилось менять, а скот пасти все дальше от поселений. Это уязвимая теория. Кочевники умели регулировать численность стада. К тому же в условиях экстенсивного скотоводства резкий рост поголовья скота невозможен, так как это порождало ряд недостатков, вызванных односторонней хозяйственной специализацией. Попытки современных государств внедрить в скотоводческое хозяйство современные технические средства не увенчались успехом. Например, большое количество пробуренных колодцев приводило к обеспечиванию водой, но оборотной стороной был эффект «перевыпаса» пастбищ, их истощение. Это еще один пример, говорящий о более глубоких знаниях степняков.
Читайте: |
---|
Мифические образы казахов |
Мусулман-пери |
Слово ДвенадцатоеКогда кто-то учит других слову божьему, хорошо ли, плохо ли делает он свое дело, у нас язык не повернется запретить ему проповедь, ибо нет ничего предосудительного в делах благон... |