Путешествуя по стране:

Каток Медеу

News image

Медеу – спортивный комплекс, который располагается в горном урочище. Он был построен в 1969-1972 годах. Медеу считается самым высоким в мире комплексо...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Литература исламского периода

News image

Письменная литература в период распространения ислама развивалась преимущественно в городах. Однако литерату...

+Далее...

Письменная и устная литература Казахстана XIII - первой

News image

Расцвет письменной литературы. XIII-XIV вв. – время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. Этом...

+Далее...

Семья казахов: сплоченность и традиции

News image

Мнения относительно того, нужно ли чтить традиции, разделились. И, несмотря на то, что все окружающее пос...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...




Абылхан Кастеев

История Казахстана - Выдающиеся имена Казахстана

абылхан кастеев

Сто лет назад, 1 января 1904 года, родился Первый Национальный художник Республики Казахстан - Абылхан Кастеев, чьим именем назван Государственный музей искусств. Кастеев родился в Джаркентском районе Талды-Курганской области в большой семье бедняка-скотовода. Судьба была благосклонна к нему, но вместе с тем и строга на протяжении всей жизни. Рано потеряв отца, юному Абылхану чуть ли не с восьми лет пришлось трудиться. Сначала в родном ауле - чабаном, затем в Джаркенте - чернорабочим, а позже на строительстве Туркси-ба.

В то время ему едва исполнилось двадцать три. Молодой, любознательный, полный сил и творческой энергии, Абылхан совмещал работу с ЖИВОПИСЬЮ. Любую свободную минуту он с упоением рисовал, делал карандашные наброски для будущих картин. С Турксиба начался его творческий путь. Гораздо позже, в 1969 году, по своим воспоминаниям он напишет масштабное полотно «Турксиб», - произведение, в котором каждый фрагмент наполнен ощущением несказанной радости. Оно исполнено с огромной любовью и признательностью к тому времени. Большой формат позволяет подробно описать незабываемое событие в жизни людей и в жизни самой страны - встречу первого поезда.

Итак, в 1929 году по ходатайству работников Турксиба Абылхан переезжает в Алматы (тогда еще - город Верный). В течение двух лет Кастеев обучается в художественной студии Николая Гавриловича Хлудова, приехавшего в Казахстан из России в составе этнографической экспедиции. Здесь обретает новых друзей, чьи имена сегодня вошли в историю казахстанского изобразительного искусства. Здесь он сделал окончательный выбор - стал художником. Потом - Москва, где он провел два года. Кастеев знакомится не только с русской национальной школой живописи, но и с художественными музеями, где выставлены шедевры мирового искусства. Безусловно, это наложило отпечаток на его дальнейшее творчество. После возвращения на родину он участвует в выставках городского, республиканского и всесоюзного значения.

Абылхан Кастеев работал в разных жанрах и с разным материалом. В работе с карандашом он всегда увлекался линией и, следуя ей, передавал зрителю события волнующие, а потому и описываемые художником. У него нет обобщенных рисунков, все они испещрены бороздой мелких и больших, тончайших и плотных линий. Именно линия здесь задает глубину и выстраивает пространство. Кастеева еще называют «честным художником» за то, что он никогда не обманывал зрителя, он не исключал детали из своего произведения, даже если это нарушало композицию, и соответственно не добавлял от себя ничего лишнего. Лишь в одном произведении Кастеев допускает «обман». В работе «Сбор хлопка», где на первом плане изображены труженицы, Кастеев помещает фрагмент сельскохозяйственной машины для сбора хлопка. Такой машины, конечно, не существует и по сей день, она была всего лишь фантазией мечтой помочь человеку, облегчить его тяжелый труд.

И все же он предпочитал акварель. Виртуозно владея цветом, он работал в акварели словно скульптор, мазок за мазком выстраивая пространство произведения. Среди акварельных работ, представленных в экспозиции ретроспективной выставки, особого внимания заслуживает серия «Старый и новый быт». Здесь находят свое отражение национальные традиции, обычаи, обряды, быт, а так же новые веяния века. Таковы работы «Сватовство бая», «Бедняк и богатый у колодца» или «Новый быт колхозника». Акварельные пейзажи зачаровывают зрителя своей искренностью и любовью к родному краю. Даже небольшие по формату рисунки огромны по своему содержанию.

В зале живописных работ - две заслуживают особого внимания. Это «Портрет А.Иманова» и «Насильственный увоз девушки». За портрет Иманова в 1944 году Кастееву было присвоено звание народного художника, он был удостоен грамоты Верховного Совета Казахской ССР. «Насильственный увоз девушки» искусствоведы по праву называют шедевром. Художник передал даже характер и настроение каждого персонажа, правдиво изобразил быт. Трагизм подчеркнут умелым использованием цветовой палитры в темных и сложных тонах. Становится больно и страшно за девушку.

Абылхан Кастеев умер в 1973 году, оставив после себя огромное творческое наследие, бережно сохраняемое в фондах Государственного музея искусств, в Центральном Государственном музее, в музее Востока (г.Москва), в частных собраниях и личном архиве семьи. Каждое произведение - это история народа, история казахстанской живописи, которой вместе с первым казахским художником нынче исполнилось 100 лет.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Восьмое

Станет ли кто прислушиваться к нашим советам или внимать наставлениям? Кто-то волостной, а кто-то бий. Имея намерения учиться уму-разуму, разве стали бы они избираться на такие д...