Некрополь Караман-Ата![]() Некрополь Караман-Ата находится в центральной части полуострова Мангышлак, в 5 км западнее урочища Кандыбас. Некрополь Караман-Ата относится к наибо... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Доисламская культура и устное творчество![]() Устное творчество. В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традици... +Далее... |
Язык и письменность![]() Изменение лингвистической карты Казахстана. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Каза... +Далее... |
Хозяйство кочевников Казахстана в V – начале XIII вв![]() Типология кочевого хозяйства. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях – результат адаптации... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави![]() Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха Ибрагима![]() В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аны![]() Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
История Казахстана - Выдающиеся имена Казахстана
Сто лет назад, 1 января 1904 года, родился Первый Национальный художник Республики Казахстан - Абылхан Кастеев, чьим именем назван Государственный музей искусств. Кастеев родился в Джаркентском районе Талды-Курганской области в большой семье бедняка-скотовода. Судьба была благосклонна к нему, но вместе с тем и строга на протяжении всей жизни. Рано потеряв отца, юному Абылхану чуть ли не с восьми лет пришлось трудиться. Сначала в родном ауле - чабаном, затем в Джаркенте - чернорабочим, а позже на строительстве Туркси-ба.
В то время ему едва исполнилось двадцать три. Молодой, любознательный, полный сил и творческой энергии, Абылхан совмещал работу с ЖИВОПИСЬЮ. Любую свободную минуту он с упоением рисовал, делал карандашные наброски для будущих картин. С Турксиба начался его творческий путь. Гораздо позже, в 1969 году, по своим воспоминаниям он напишет масштабное полотно «Турксиб», - произведение, в котором каждый фрагмент наполнен ощущением несказанной радости. Оно исполнено с огромной любовью и признательностью к тому времени. Большой формат позволяет подробно описать незабываемое событие в жизни людей и в жизни самой страны - встречу первого поезда.
Итак, в 1929 году по ходатайству работников Турксиба Абылхан переезжает в Алматы (тогда еще - город Верный). В течение двух лет Кастеев обучается в художественной студии Николая Гавриловича Хлудова, приехавшего в Казахстан из России в составе этнографической экспедиции. Здесь обретает новых друзей, чьи имена сегодня вошли в историю казахстанского изобразительного искусства. Здесь он сделал окончательный выбор - стал художником. Потом - Москва, где он провел два года. Кастеев знакомится не только с русской национальной школой живописи, но и с художественными музеями, где выставлены шедевры мирового искусства. Безусловно, это наложило отпечаток на его дальнейшее творчество. После возвращения на родину он участвует в выставках городского, республиканского и всесоюзного значения.
Абылхан Кастеев работал в разных жанрах и с разным материалом. В работе с карандашом он всегда увлекался линией и, следуя ей, передавал зрителю события волнующие, а потому и описываемые художником. У него нет обобщенных рисунков, все они испещрены бороздой мелких и больших, тончайших и плотных линий. Именно линия здесь задает глубину и выстраивает пространство. Кастеева еще называют «честным художником» за то, что он никогда не обманывал зрителя, он не исключал детали из своего произведения, даже если это нарушало композицию, и соответственно не добавлял от себя ничего лишнего. Лишь в одном произведении Кастеев допускает «обман». В работе «Сбор хлопка», где на первом плане изображены труженицы, Кастеев помещает фрагмент сельскохозяйственной машины для сбора хлопка. Такой машины, конечно, не существует и по сей день, она была всего лишь фантазией мечтой помочь человеку, облегчить его тяжелый труд.
И все же он предпочитал акварель. Виртуозно владея цветом, он работал в акварели словно скульптор, мазок за мазком выстраивая пространство произведения. Среди акварельных работ, представленных в экспозиции ретроспективной выставки, особого внимания заслуживает серия «Старый и новый быт». Здесь находят свое отражение национальные традиции, обычаи, обряды, быт, а так же новые веяния века. Таковы работы «Сватовство бая», «Бедняк и богатый у колодца» или «Новый быт колхозника». Акварельные пейзажи зачаровывают зрителя своей искренностью и любовью к родному краю. Даже небольшие по формату рисунки огромны по своему содержанию.
В зале живописных работ - две заслуживают особого внимания. Это «Портрет А.Иманова» и «Насильственный увоз девушки». За портрет Иманова в 1944 году Кастееву было присвоено звание народного художника, он был удостоен грамоты Верховного Совета Казахской ССР. «Насильственный увоз девушки» искусствоведы по праву называют шедевром. Художник передал даже характер и настроение каждого персонажа, правдиво изобразил быт. Трагизм подчеркнут умелым использованием цветовой палитры в темных и сложных тонах. Становится больно и страшно за девушку.
Абылхан Кастеев умер в 1973 году, оставив после себя огромное творческое наследие, бережно сохраняемое в фондах Государственного музея искусств, в Центральном Государственном музее, в музее Востока (г.Москва), в частных собраниях и личном архиве семьи. Каждое произведение - это история народа, история казахстанской живописи, которой вместе с первым казахским художником нынче исполнилось 100 лет.
Читайте: |
---|
![]() Легенды о Караман-ата |
![]() Шайтаны озера Бирказан |
Слово Двадцать ПервоеТрудно удержаться от самодовольства, будь оно в большей или меньшей степени. Я отметил два вида его: это гордыня и бахвальство. Горделивый человек сам себе дает высокую оценку... |