Путешествуя по стране:

Кургальджин

News image

Кургальджинский заповедник находится в степях Целиноградской области и занимает пресное озеро Кургальджин, часть соленого озера Тэнгиз с примыкающим...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Казахские песни и национальные музыкальные инструменты

News image

Давняя это история. Много лет назад, жил один старый казах-музыкант и помнил он всю историю всех девяти о...

+Далее...

Наука и религиозные представления Казахстана XIII - пер

News image

Развитие науки. Кроме художественной литературы в Казахстане в ХIII-начале XV вв. продолжает развиваться и н...

+Далее...

Городская культура Казахстана в V – начале XIII вв

News image

Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь по...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...




Легенды о Караман-ата

История Казахстана - Легенды Казахстана

легенды о караман-ата

Караман-ата (Кахарман-ата) был одним из трехсот миссионеров, приехавших на Мангышлак распространять суфизм. Легенды разных народов несут и разную информацию о Караман-ата.

В книге М.Мирзоева упомянуты каракалпакские легенды, в которых рассказывается об одноглазом великане-людоеде Караман, которого обхитрил и убил батыр Есим. В другой каракалпакской легенде Караман – злой и жадный бай, проклятый за клевету и оскорбление Ходжи Ахмеда Яссави и превращенный шейхом в собаку-людоедку.

Имя «Караман» встречается и в туркменских легендах: в далекие времена среди туркмен жили два брата Акман и Караман. Большим уважением и почетом пользовались они среди сельчан. Что-то стало причиной большой ссоры братьев с Ходжой Яссави. И братья вынуждены были переселиться со всеми своими соплеменниками-самырами на запад, в Мангистау. После смерти одного из братьев был возведен некрополь и подземная мечеть.

Сохранились и другие сведения середины XIX века «Предания адаевцев о святых, живших и умерших на Мангышлаке». В этих преданиях Караман-ата был сыном Ихсана (Есен-ата) и внуком Чопан-ата (Шопан-ата). Он во всем был похож на деда, творил много чудес, построил мечеть в одном дне пути от могилы Шопан-ата. После смерти Караман-ата был похоронен вблизи мечети. Однако где именно, до сих пор неизвестно. Мечеть Караман-Ата весьма почитается. На ней присягают именем святого все, от кого требуется очистительная присяга. Случалось, что ложно присягнувшие именем Караман-ата тут же умирали и род их вскоре прекращал свое существование.

До наших дней дошло предание местных жителей о том, что однажды между двумя родами, кочевавшими на Мангышлаке, произошел спор по одному очень важному делу. Для решения спора уговорились принять присягу сто человек с каждой стороны на могиле Караман-ата. Одна сторона, будучи неправой, тоже приняла присягу. После клятвопреступления участники неправой стороны попытались отойти на сто шагов от места клятвы и оседлать коней, чтобы отправиться домой. Вдруг услышали гром, подобный пушечному выстрелу. Лица их помрачнели, и все сто замертво упали с лошадей.

Наиболее распространена в народе следующая легенда: поспорили однажды между собой туркменский и казахский народ. Чтобы покончить спор миром, решили привлечь к разбирательству Бекет-ата. Бекет-ата предложил совершить спор у могилы Караман-ата. Было принято в то время у казахов спорить на единственного сына какого-нибудь из известнейших в племени людей. Выбор пал на Кошана, сына известного батыра Кожа-назара. Бекет-ата посадил перед собой Кошана на черную лошадь. В седло воткнул шило и изрек:

- Если не прав казахский народ, то наказание постигнет тотчас.

Тут, откуда ни возьмись, разразилась молния и ударила в шило. Бекет-ата, схватив мальчугана на руки, на крыльях слетел с коня и благополучно приземлился. Вторая сторона, не желая признать свое поражение, решили продолжить спор на своей земле, в Туркмении, в святом месте Шикабр-Ата (Конеургенч), в шестистах километрах от Караман-Ата. Бекет-ата предложил не терять времени зря и встретиться в Шикабр-Ата на утреннем намазе. Бекет-ата вместе с Кошаном обратились в лебедей и благополучно к утру добрались до условленного места. С опозданием прибыв, туркмены признали победу второй стороны. Благодаря Бекет-ата дело порешилось миром.

Это, конечно, легенды. А что до правды, то клятвы над могилой Караман-ата всегда были суровыми и категоричными. Клялись на род, на детей. При этом совершался обряд: приносящий клятву обходил кругом святое место, дотрагивался до Корана, вырывал из земли растение с кореньями, приговаривая: «Как растение карают смертью, выкорчевывая из земли, так род пусть умрет, если лжет произнесший клятву».

Неподалеку от изгороди некрополя Караман-Ата тоже имеются захоронения. Поговаривают, что там, в сорока шагах от ограды некрополя, захоронены черные люди, хоть раз поклявшиеся на лжи. Говорят, ровно столько шагов до лжи. До правды же путь еще длиннее.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово шестое

Одна из казахских пословиц гласит: «Начало успеха — единство, основа достатка — жизнь». Но у каких людей бывает единство, и как они добиваются согласия между собой — казахи не...