Чимкент![]() Чимкент (Шымкент), как город-поселение уже существовал в VI веке нашей эры, связывая его с известным послом-путешественником Сюань-Цзяном, упоминавш... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Культура Казахстана в 18 веке![]() Культура казахов в 18 веке претерпела ряд значительных изменений, так как на смену традициям и национальн... +Далее... |
Развитие науки![]() Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широкое распространение получают научные знания.... +Далее... |
Язык и письменность Казахстана XIII - первой половины X![]() XIII-XIV вв.- время дальнейшего развития казахского языка и приближения литературных языков к народному. Мон... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави![]() Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха Ибрагима![]() В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аны![]() Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Культура и традиции - Культура Казахстана
Жизнь и быт казахов напрямую связаны с их кочевым и оседлым образом жизни. Однако мало, кто знает, что у этого народа процессы становления кочевого, полукочевого и оседлого образа жизни происходили практически одновременно. Мало, кто задумывается и представляет себе казахов с городами и культурой земледелия, хотя и такое тоже было еще с середины первого тысячелетия до нашей эры.
Для поселений оседлых выбирался определенный оазис, где проживали казахи, занимающиеся торговлей и ремесленничеством, земледелием, скотоводством, пусть и не столь продуктивными. Поэтому кочевой образ жизни казахов был присущ не всем, часто родственники могли проживать определенное время по соседству. Одни являлись оседлыми, а другие – кочевниками. Поэтому образ жизни казахов довольно многогранен, отсюда и его длительная и сложная история. Какая-то часть казахского населения всегда была оседлой или вела полукочевой образ жизни, и об этом не стоит забывать современным исследователям.
Кочевники-скотоводы зачастую поддерживали экономические связи с оседлыми казахами. Оседлые казахи продавали кочевым продукты питания, такие, как хлеб и молочные продукты, а также ткани, оружие и предметы быта, которые кочевники не могли создать самостоятельно. Население оазисов, в свою очередь, от кочевников получало такие необходимые продукты, как кожу, мех, шерсть, животных – лошадей, верблюдов, баранов.
Не раз оседлые казахи отражали нападения со стороны монгольских и иных племен, которые хотели захватить их земли. Это говорит о том, что казахский народ не только усовершенствовал свой кочевой образ жизни, но и оседлый. Со временем оседлые казахи и их поселения перешли во владение ханов, которые получали немалые доходы от торгово-ремесленной деятельности оседлых казахов. Превалирование оседлого или кочевого образа жизни в тех или иных регионах обуславливалось климатическими характеристиками и ресурсами. Так, в степях для скотоводов было важным прокормить свой скот, которому была нужна свежая трава и иной корм. Поэтому эта часть казахов была вынуждена постоянно менять пастбища, передвигаясь вместе со своим скотом с места на место. А те поселения, в которых было относительно немного скота, могли кочевать в одной местности, не уходя далеко.
Те же казахи, чьим основным промыслом было ремесло, как сказано выше, предпочитали оседлый образ жизни у оазисов. Таким образом, в зависимости от сферы занятий и природных условий казахи представляли одновременно и кочевой, и оседлый народ. Исторически оседлыми стали не просто ремесленники, а жатаки – наиболее обделенные и бедные казахи. Они были вынуждены вести оседлый образ жизни, так как не имели своего скота. Они строили стоянки для кочевников и занимались их обслуживанием, но со временем стали заниматься иными ремеслами, постепенно укореняясь и довольствуясь своим новым образом жизни. Некоторые же ремесленники, накопив достаточно, могли приобрести скот и стать кочевниками.
Читайте: |
---|
![]() Легенды о Караман-ата |
![]() Мусулман-пери |
Слово СемнадцатоеВоля, Разум и Сердце обратились однажды к Науке, чтоб разрешить спор: кто из них важнее. Воля сказала: «Эй, Наука, ты ведь знаешь, без меня ничто не достигает совершенства: чт... |