Мавзолей Байзави-казы![]() С левой стороны на выходе из южных ворот города Сайрама стоит мавзолей Байзави-казы. Площадь портально-купольного сооружения - 7 х 9 м, высота купол... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Письменная и устная литература Казахстана XIII - первой![]() Расцвет письменной литературы. XIII-XIV вв. – время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. Этом... +Далее... |
Язык и письменность![]() Изменение лингвистической карты Казахстана. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Каза... +Далее... |
Каким было традиционное оружие казахов в истории?Почтительное отношение к оружию у казахов сложилось издавна. В этом нет ничего странного, ведь в условиях... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави![]() Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха Ибрагима![]() В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аны![]() Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Культура и традиции - Культура Казахстана
Жизнь и быт казахов напрямую связаны с их кочевым и оседлым образом жизни. Однако мало, кто знает, что у этого народа процессы становления кочевого, полукочевого и оседлого образа жизни происходили практически одновременно. Мало, кто задумывается и представляет себе казахов с городами и культурой земледелия, хотя и такое тоже было еще с середины первого тысячелетия до нашей эры.
Для поселений оседлых выбирался определенный оазис, где проживали казахи, занимающиеся торговлей и ремесленничеством, земледелием, скотоводством, пусть и не столь продуктивными. Поэтому кочевой образ жизни казахов был присущ не всем, часто родственники могли проживать определенное время по соседству. Одни являлись оседлыми, а другие – кочевниками. Поэтому образ жизни казахов довольно многогранен, отсюда и его длительная и сложная история. Какая-то часть казахского населения всегда была оседлой или вела полукочевой образ жизни, и об этом не стоит забывать современным исследователям.
Кочевники-скотоводы зачастую поддерживали экономические связи с оседлыми казахами. Оседлые казахи продавали кочевым продукты питания, такие, как хлеб и молочные продукты, а также ткани, оружие и предметы быта, которые кочевники не могли создать самостоятельно. Население оазисов, в свою очередь, от кочевников получало такие необходимые продукты, как кожу, мех, шерсть, животных – лошадей, верблюдов, баранов.
Не раз оседлые казахи отражали нападения со стороны монгольских и иных племен, которые хотели захватить их земли. Это говорит о том, что казахский народ не только усовершенствовал свой кочевой образ жизни, но и оседлый. Со временем оседлые казахи и их поселения перешли во владение ханов, которые получали немалые доходы от торгово-ремесленной деятельности оседлых казахов. Превалирование оседлого или кочевого образа жизни в тех или иных регионах обуславливалось климатическими характеристиками и ресурсами. Так, в степях для скотоводов было важным прокормить свой скот, которому была нужна свежая трава и иной корм. Поэтому эта часть казахов была вынуждена постоянно менять пастбища, передвигаясь вместе со своим скотом с места на место. А те поселения, в которых было относительно немного скота, могли кочевать в одной местности, не уходя далеко.
Те же казахи, чьим основным промыслом было ремесло, как сказано выше, предпочитали оседлый образ жизни у оазисов. Таким образом, в зависимости от сферы занятий и природных условий казахи представляли одновременно и кочевой, и оседлый народ. Исторически оседлыми стали не просто ремесленники, а жатаки – наиболее обделенные и бедные казахи. Они были вынуждены вести оседлый образ жизни, так как не имели своего скота. Они строили стоянки для кочевников и занимались их обслуживанием, но со временем стали заниматься иными ремеслами, постепенно укореняясь и довольствуясь своим новым образом жизни. Некоторые же ремесленники, накопив достаточно, могли приобрести скот и стать кочевниками.
Читайте: |
---|
![]() Шайтаны озера Бирказан |
![]() Мусулман-пери |
Слово СедьмоеРебенок рождается на свет, наследуя два начала. Первое из них требует еды, питья и сна. Это — потребность плоти, без этого тело не может служить пристанищем для души, не будет ра... |