Путешествуя по стране:

Collamask – прекрасная замена большинства современных

News image

Любой квалифицированный косметолог подтвердит, что в мире не существует средства, которое бы смогло навсегда избавить от морщин. Время безжалостно от...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Скромный и добротный быт казахов

News image

На протяжении многих веков казахи очень чтили птиц и животных. У каждой особи животного мира они выделяли...

+Далее...

Язык и письменность

News image

Изменение лингвистической карты Казахстана. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Каза...

+Далее...

Чем отличается от европейского жилище казахов?

News image

Для казахов кочевой образ жизни нашел свое отображение и в стиле их жизни, а особенно в жилище казахов. И...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...




Юрта

История Казахстана - Казахстан в древности

юрта

Материал людей леса – дерево, в сочетании с глиной. Там, где нет леса, материалом были глина и солома, часто с навозом, который будто бы выгоняет вшей. Кочевники использовали тал — дерево и шерсть овец.

Жилище степняка выглядит красивым и безопасным. Юрта состоит из двух основных компонентов — войлок для покрытия и каркас из дерева. Деревянный каркас делится на четыре части – основа, решетчатая стенка, уыки, поддерживающие купольное навершие – шанырак, и дверь-Возведение юрты есть соединение трех пространств по вертикали. Юрта является малым космосом. Символом мирового дерева является бакан. Шанырак, дверь и очаг имели сакральное значение. Большинство обрядов казахов совершаются с участием этих ритуальных символов. Шанырак вместе с уыками образует небесный свод.

Древнекитайский поэт Бо Цзы написал гимн жилищу кочевников.

В северной прозрачной синеве Воин юрту ставил на траве,

А теперь, как голубая мгла, Вместе с ним она на снег пришла.

Юрту вихрь не может покачнуть, От дождя ее твердеет грудь.

Нет в ней ни застенков, ни углов, Но внутри уютно и тепло.

Внутренняя планировка юрты делилась на четыре части, соответственно четырем сторонам света. Правая сторона – мужская, левая – женская. Юрта быстро собиралась и разбиралась. Средняя юрта могла быть погружена на одного верблюда или на две лошади. Если юрта была маленькой, то достаточно и одной лошади. Уют, тепло и свобода высоко ценились в Степи. «Кто храбр, силен и способен разбить спорные дела, тех поставляют старейшинами, наследственного преемствия у них нет», – писал Сыма Цянь. Б этом секрет стабильности общества.

Родовой аул состоял из отдельных юрт. Юрта старшего – «улкен шанырак» – это место собраний, где обсуждаются все вопросы рода. Даже после реформ 1868 года, когда колониальная административная система ввела двухступенчатые выборы, власть оказалась в руках аксакалов. В «улкен шанырак» можно было заходить без приглашения. Это из культа предков. Из «улкен шанырак» брали огонь, считавшийся священным, сыновья в новый дом, а невеста, вступавшая в новую семью, приносила жертвоприношение огню – «отка май кую». После рождения ребенка молодые женщины приходили, чтобы сделать поклон в сторону «тор» – почетного места, напротив двери «улкен шанырак». Если кто-то заболевал в роду, то его располагали в «ески улкен шанырак» – старшей юрте, оставшийся от прародителей, где обитает «аруак» – дух их «баба» – предка. Молодые женщины, входя в такую юрту, обязательно делают поклон.

Постоянные перекочевки подчиняли себе ритм жизни кочевников. Поэтому материальная культура, буквально все от посуды до жилища, имеет свои особенности. Все вещи должны быть удобны, легки, компактны и нужны. Девиз кочевья – брать только необходимое.

Юрта является плодом народного творчества кочевников. В ней можно было принять гостей, справить семейные обряды и торжества. Семьи кочевников меньше, чем у земледельцев. У казахов младший сын оставался жить с родителями. Есть понятие семейно-родственных групп — «ата-баласы», «6ip атанын баласы». Казахские аулы имели небольшой размер – 2-4, максимум 8 хозяйств. Кочевали обычно родственные аулы, одновременно, вместе, но каждый по своему маршруту.

Тем, кто в шалашах из тростника,

Мягкая зима и то горька.

В юрте я приму моих гостей,

Юрту сберегу я для детей.

Князь свои дворцы покрыл резьбой, -

Что они пред юртой голубой!

Я вельможным княжеским родам

Юрту за дворцы их не отдам.

В юрте сосредоточена информация. «Пусть шанырак будет высоким, а стойки двери – крепкими!», «Пусть не гаснет огонь в твоем очаге!» – это не просто пожелания. Так, к примеру, шанырак выполнял роль… часов. В четырехрешетчатой юрте 60 жердей – уыков. Днем по углу падения солнечных лучей через верховое отверстие (шанырак) казахи определяли время. Юрта является свидетельством медленного движения цивилизации кочевников, стремящихся сохранить свою культуру.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Семнадцатое

Воля, Разум и Сердце обратились однажды к Науке, чтоб разрешить спор: кто из них важнее. Воля сказала: «Эй, Наука, ты ведь знаешь, без меня ничто не достигает совершенства: чт...