Путешествуя по стране:

Услуги крана манипулятора на сайте eds24.ru

News image

Кран-манипулятор представляет современную машину, которая дает возможность сэкономить деньги в компании. При помощи услуг по аренде крана-манипулятора...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Язык и письменность Казахстана XIII - первой половины X

News image

XIII-XIV вв.- время дальнейшего развития казахского языка и приближения литературных языков к народному. Мон...

+Далее...

Язык и письменность

News image

Изменение лингвистической карты Казахстана. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Каза...

+Далее...

Казахи, от древних времен и по сегодняшний день

News image

Территория Казахстана очень обширна, простираясь от Алтая и до Каспийского моря, от Урала до Тянь-Шаня, привле...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...

Главная Традиции Казахстана Национальный этикет



Национальный этикет

Культура и традиции - Традиции Казахстана

национальный этикет

Нежданного гостя, будь это даже человек незнакомый или вовсе чужестранец, не принято расспрашивать о цели приезда до окончания обязательной (!) трапезы. Не говоря уж о том, что в наше время без предупреждения заявиться в гости не посмеет даже близкий знакомый, кинется ли современная хозяйка сразу к плите? И утерпит ли хозяин дома, чтобы не спросить в лоб, чего ты, собственно, явился ни с того ни с сего? И будет ли случайный гость (также следуя древнему этикету) вкушать угощение, не начав с порога оправдываться за случайный визит? Или.

Вот выработанный веками запрет на позы за дастарханом. «Нельзя сидеть, опираясь на что-либо – это поза больного человека.

Нельзя сидеть, подперев руками – а) землю – это поза скорби и горя по умершему; б) поясницу – это поза означает күшi кеткен, т.е. «мужская потенция ушла» или поза плакальщицы; в) щеку или лоб (что является выражением печали или озабоченности)».

Истинный казах еще много чего не имеет права делать за столом: закладывать руки за голову, потягиваться при посторонних, сцеплять руки замком, принимать пищу полулежа (кроме немощного старца), вытягивать ноги вперед, сидеть на корточках. По поводу последней позы хозяин вполне резонно может спросить: Садись-ка правильно, стадо твое, что ли, разбредется? Так сидели в старину, как утверждает автор книги, бедняки и скитальцы, не имеющие ни семьи, ни скота, ни имущества. u1058 Так вот, вспомните, как сидим мы - не только в редчайших случаях трапезничая по старинке на полу, а даже в современном жилище – за высоким столом, на удобных стульях. И потягиваемся, и щеку подпираем, и, хуже того, зеваем, чихаем и проч.

Что мы еще делаем не так? Разрешаем дочкам ходить с распущенными волосами и сами ходим, разметав их по плечам. Надеваем одежду не обязательно с правой руки, как предписывает народный этикет. Отламываем хлеб одной рукой. Нюхаем за столом пищу. Буквально заставляем гостя есть и пить (верх неприличия у казахов прошлого!). Гасим огонь водой. Телят и ягнят умиленно гладим по голове или похлопываем по спине (что, по казахской примете, задерживает рост молодняка). Моем голову отнюдь не со лба. Сидя, обнимаем колено. Качаем головой или скрипим зубами на людях. Засыпаем при случае на заходе солнца. Стрижем волосы и ногти в пятницу. Разбив нечаянно посуду, приговариваем: «На счастье!» (а следует беззвучно откреститься от шайтана).

Но кто упрекнет нас, таких, по сравнению с предками, цивилизованных, таких грамотных, в невежестве? Живем-то мы не на кочевье! Кто из горожан усидит хоть десять минут на кошме, не прислонясь, не обопрясь, на подогнутых ногах? Или сумеет, при всем желании, соблюсти до тонкостей церемониал сватовства и женитьбы? Какой, в конце концов, спрос с нынешнего казаха, полузабывшего родной язык? Оно и есть самое печальное. Тем более, что ни одно из предписаний национального этикета не противоречит обстоятельствам современной жизни. И не доставляет ни малейшего неудобства в практическом применении. Все рационально, пристойно, разумно. А главное… красиво.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Девятое

Я сам казах. Люблю я казахов или не люблю? Когда б любил, одобрил бы их нравы, нашел бы в их поведении какую-нибудь малость, что принесла бы мне радость или утешение, позволила б...