Флора в заповеднике АлакольскомОколоводная и плавневая растительность - группировки с доминированием тростника, рогоза узколистного, клубнекамыша морского, камыша озерного, рдеста... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Чем характеризуется традиционная культура казахов?Традиционная культура казахов отличается своим истинным своеобразием, особым философским осмыслением суще... +Далее... |
Каким было традиционное оружие казахов в истории?Почтительное отношение к оружию у казахов сложилось издавна. В этом нет ничего странного, ведь в условиях... +Далее... |
Национальная одежда казахов у женщин и мужчинНациональная одежда казахов на казахском языке звучит довольно разнообразно. А все потому, что и сама оде... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Культура и традиции - Традиции Казахстана
Нежданного гостя, будь это даже человек незнакомый или вовсе чужестранец, не принято расспрашивать о цели приезда до окончания обязательной (!) трапезы. Не говоря уж о том, что в наше время без предупреждения заявиться в гости не посмеет даже близкий знакомый, кинется ли современная хозяйка сразу к плите? И утерпит ли хозяин дома, чтобы не спросить в лоб, чего ты, собственно, явился ни с того ни с сего? И будет ли случайный гость (также следуя древнему этикету) вкушать угощение, не начав с порога оправдываться за случайный визит? Или.
Вот выработанный веками запрет на позы за дастарханом. «Нельзя сидеть, опираясь на что-либо – это поза больного человека.
Нельзя сидеть, подперев руками – а) землю – это поза скорби и горя по умершему; б) поясницу – это поза означает күшi кеткен, т.е. «мужская потенция ушла» или поза плакальщицы; в) щеку или лоб (что является выражением печали или озабоченности)».
Истинный казах еще много чего не имеет права делать за столом: закладывать руки за голову, потягиваться при посторонних, сцеплять руки замком, принимать пищу полулежа (кроме немощного старца), вытягивать ноги вперед, сидеть на корточках. По поводу последней позы хозяин вполне резонно может спросить: Садись-ка правильно, стадо твое, что ли, разбредется? Так сидели в старину, как утверждает автор книги, бедняки и скитальцы, не имеющие ни семьи, ни скота, ни имущества. u1058 Так вот, вспомните, как сидим мы - не только в редчайших случаях трапезничая по старинке на полу, а даже в современном жилище – за высоким столом, на удобных стульях. И потягиваемся, и щеку подпираем, и, хуже того, зеваем, чихаем и проч.
Что мы еще делаем не так? Разрешаем дочкам ходить с распущенными волосами и сами ходим, разметав их по плечам. Надеваем одежду не обязательно с правой руки, как предписывает народный этикет. Отламываем хлеб одной рукой. Нюхаем за столом пищу. Буквально заставляем гостя есть и пить (верх неприличия у казахов прошлого!). Гасим огонь водой. Телят и ягнят умиленно гладим по голове или похлопываем по спине (что, по казахской примете, задерживает рост молодняка). Моем голову отнюдь не со лба. Сидя, обнимаем колено. Качаем головой или скрипим зубами на людях. Засыпаем при случае на заходе солнца. Стрижем волосы и ногти в пятницу. Разбив нечаянно посуду, приговариваем: «На счастье!» (а следует беззвучно откреститься от шайтана).
Но кто упрекнет нас, таких, по сравнению с предками, цивилизованных, таких грамотных, в невежестве? Живем-то мы не на кочевье! Кто из горожан усидит хоть десять минут на кошме, не прислонясь, не обопрясь, на подогнутых ногах? Или сумеет, при всем желании, соблюсти до тонкостей церемониал сватовства и женитьбы? Какой, в конце концов, спрос с нынешнего казаха, полузабывшего родной язык? Оно и есть самое печальное. Тем более, что ни одно из предписаний национального этикета не противоречит обстоятельствам современной жизни. И не доставляет ни малейшего неудобства в практическом применении. Все рационально, пристойно, разумно. А главное… красиво.
Читайте: |
---|
Легенда о возникновении озера Балхаш |
Мусулман-пери |
Слово третьеВ чем кроется причина разрозненности казахов, их неприязни и недоброжелательности друг к другу? Отчего слова их неискренни, а сами они ленивы и одержимы властолюбием? Мудрые м... |