Достопримечательности Западного Казахстана![]() Археологические памятники На севере от Кызана, на берегу Мертвого Култука были найдены древние захоронения. Они датируются приблизительно IV-V ве... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Казахские песни и национальные музыкальные инструменты![]() Давняя это история. Много лет назад, жил один старый казах-музыкант и помнил он всю историю всех девяти о... +Далее... |
Хозяйство кочевников Казахстана в V – начале XIII вв![]() Типология кочевого хозяйства. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях – результат адаптации... +Далее... |
Семья казахов: сплоченность и традиции![]() Мнения относительно того, нужно ли чтить традиции, разделились. И, несмотря на то, что все окружающее пос... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави![]() Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха Ибрагима![]() В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аны![]() Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Культура и традиции - Традиции Казахстана
На юге России весна уже хозяйка. С первым пробуждением земли приходит и сюда, на Нижнюю Волгу, вечный праздник обновления — Наурыз. Разбиваются белые юрты, зажигается огонь под большим казаном, ставятся алты-баканы, приветствуется приход новой весны.
«Но, конечно, так было не всегда, — вспоминает Шайхи Сейталиев, в начале 1990-х годов — глава администрации Володарского района Астраханской области. — Только с 1991 года мы начали торжественно отмечать Наурыз. А в 80-е годы многие наши местные казахи даже слова такого не знали. Сколько сил нам понадобилось, чтобы возродить этот праздник».
Чтобы интересно рассказать людям о Наурызе, казахских традициях, в 1992 году даже направили своего представителя А. Мурзабаева в Актау. Привезенные им разработки и легли в основу сценария праздника. Так появился Алдар-косе, свои первые исполнители казахских песен, танцев.
Изучив имеющиеся материалы, культработники Володарского района (здесь казахское население составляет 56 процентов) засучив рукава взялись за подготовку.
В другом районе области — Ахтубинском — не сразу решились провести праздник. Казахов здесь проживает более 10 000. Вначале создали культурный центр, а на его основе — фольклорный ансамбль (он теперь знаменит на всю область). «Гульшат» (так назвали ансамбль) стал главным пропагандистом казахской культуры.
Немногим позже у ахтубинцев появился и молодежный эстрадный ансамбль. А само общество к этому времени смогло приобрести национальные костюмы, аппаратуру, домбры, и сразу организовали кружок игры на национальных инструментах. И только когда появились свои исполнители, свои танцоры — родился праздник.
В Ахтубинском районе до сих пор вспоминают весну 1995 года. К 26 марта — наиболее удобный день для всего района — готовились очень тщательно. Оформили клубную сцену, позаботились о национальном угощении...
Гостей было много, стояли даже в проходах. Организаторы считают главной причиной такого интереса то, что готовились все вместе. Ведь когда на сцене твои же односельчане поют и танцуют, это ни с чем не сравнимое удовольствие. А затем, по казахским обычаям, был совершен свадебный обряд: поженили Имангали и Асию Кенжигалиевых. В их честь звучали казахские песни о любви.
С тех пор стало традицией в дни Наурыза торжественно регистрировать рождение детей, нарекать именем или проводить тусау кесер (развязывание пут). Впоследствии и в Красноярском районе Астраханской области в селах Кривой Бузан, Байбек в праздничные дни Наурыза прошли национальные свадебные церемонии. А в Камызякском районе традиционным стал конкурс «Коркем кыз» среди девочек 7—10-х классов на знание родного языка, пословиц, поговорок. «Мы намеренно наполняем празднование Наурыза народными обычаями: чтобы наши дети росли в национальной атмосфере, чтобы привыкали к звучанию родной речи, чтобы чувствовали ее и понимали старших», — говорят сегодня аксакалы Астраханского общества казахского языка и культуры.
...В Приволжском районе Астраханской области первый праздник Наурыз прошел в селе Бирюковка. Туда со всей округи съехались тогда и туркмены, и ногайцы, и татары, и узбеки. И каждый привез свою самодеятельность. Концерт получился разноязыкий. Но все с удовольствием встретили Ходжу Насреддина с его поздравлениями, обрадовал шашу — обычай осыпать виновников торжества конфетами, деньгами. Вот так возвращался Наурыз в жизнь сегодняшних астраханцев.
В Астрахани впервые праздник отметили в 1998 году как общетюркский. Ведь в городе проживают и татары, и калмыки, и ногайцы. В парке «Аркадия» в день весеннего равноденствия теперь всегда царствует Наурыз. Ставятся юрты, готовятся национальные блюда, которыми вас тут же и угощают, звучат кюи Курмангазы, танцуют дети в национальных костюмах. И приходят в парк все астраханцы: и русские, и украинцы, и немцы. Потому что праздник Весны — он не знает национальных различий.
Читайте: |
---|
![]() Легенда о возникновении озера Балхаш |
![]() Легенды о Боровом |
Слово первоеХорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил,пресытившись всем, обнаружил бреннос... |