СузакСузак — село в Сузакском районе Южно-Казахстанской области. С 1928 по 1934 год административный центр Сузакского района. Село расположено в сухой... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Кочевой и оседлый образ жизни казаховЖизнь и быт казахов напрямую связаны с их кочевым и оседлым образом жизни. Однако мало, кто знает, что у ... +Далее... |
Хозяйство кочевников Казахстана в V – начале XIII ввТипология кочевого хозяйства. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях – результат адаптации... +Далее... |
Семья казахов: сплоченность и традицииМнения относительно того, нужно ли чтить традиции, разделились. И, несмотря на то, что все окружающее пос... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Культура и традиции - Традиции Казахстана
При кочевом образе жизни казахи свое богатство, кроме скота, сохраняли, естественно, в золоте и серебряных украшениях. Поэтому серебро украшало не только людей, но и предметы быта. При этом украшенные серебром мебель и посуда встречались почти повсеместно. А некоторые изделия по содержанию золота и драгоценных камней достигали баснословной цены.
Когда апрельским днем 1970 года археологи вскрыли усыпальницу сакского вождя-жреца в Иссыкском кургане, она как бы осветилась сиянием - так заблестели золотые бляшки (4,5 тысячи штук!) на костюме и атрибутах погребенного. Эта археологическая находка, кроме всего прочего, ясно указывала на магическую и ритуальную роль ювелирного искусства. Очень мало известно о жизни, религии, культуре древних саков. Но стоит лишь посмотреть на высокий головной убор золотого человека со сложным набором символов, фигурками животных, чтобы понять его обрядовое значение. Такие высокие уборы носили жрецы, в таких погребали царей. Естественно, для передачи разнообразных образов должна быть развитая ювелирная пластика и техника, и она была на высочайшем уровне. Недаром искусство номадов с его «звериным стилем» оказало влияние не только на искусство Греции и римских провинций, но также на китайское, южнорусское искусство.
А что мы находим в ювелирном деле спустя более двух тысячелетий у потомков древних саков-казахов? Это уже разные культуры, даже материалы и техники ювелиров другие. Но осталось от старинного ремесла его обрядовое предназначение. Также сохранились отличительные черты древнего костюма и атрибуты. Высокий головной убор вождя видоизменился в саукеле - головной убор казахской невесты, имеющий обрядовое значение. Сохранился и камзол.
Старинные казахские украшения, как и костюм, несли большую смысловую и магическую информацию. По ним можно было узнать, замужем ли молодая женщина, засватана ли девушка и т.д., не говоря о социальном статусе. Народные обычаи не обошли стороной даже внутрисемейные отношения, например, свекровь, отличавшаяся материнской любовью к своей молодой невестке, получала в подарок от свата «?уда?и ж?зік»- перстень для сватьи. В прошлом сватали невесту в 9-12 лет. При сговоре ей обязательно дарили серьги. Серьги в ушах - значит девочка на выданье, и наоборот, незавидна была судьба девушки без серег. Сережка состояла из двух элементов: дужки, похожей на полумесяц и нижней части с драгоценными камнями - «солнца». Такая символика была важна для древнего человека как объединение двух энергий. К тому же момент вдевания серег соединял два начала: мужского (серьги) и женского (мочки уха). Ношение серег полезно и по медицинским показаниям. Старинные серьги были тяжелы и оттягивали мочки, массируя дужкой очень важные точки, связанные с нервной системой.
Серьги по форме и исполнению были различны, но выполнялись в основном из серебра и украшались различными драгоценными камнями.
Надо отметить, что золото и серебро в разные времена имели разную ценность. В XVI-XIX веке серебро преобладало в денежном обращении во многих странах Евразии. По этой причине оно больше использовалось и в изделиях казахских ювелиров. К тому же этот металл обладает ковкостью, пластичностью и целебными свойствами. Сейчас модны всякие колокольчики, бубенчики, обычно вывешиваемые у дверей, звон которых очищает помещение и благотворно влияет на психику людей. А ведь подобные звуки звучали в Степи испокон веков. Их издавали шолпы (накосное украшение), шашбау (височное, накосное украшение) - своеобразные металлические подвески для кос молоденьких девушек. Они выполнялись из серебряных монеток, соединенных между собой колечками и чередующихся ажурными украшениями с различными камнями. Шашбау также изготовляли в виде металлических подвесок различной формы, соединенных цепочками. В верхней части шолпы имелись цветные ленточки, вплетаемые в косы. При движении монеток, подвески, цепочки издавали шум и звон, отгонявшие злых духов и очищающие окружающее пространство. У девушки, согласно казахской поговорке, судьба подобна тонкому волоску, поэтому накосные украшения, как и амулеты, были магическими оберегами. Они украшались различными камнями: кораллами, сердоликом, горным хрусталем, малахитом, бирюзой и т.д. Амулеты (т?марша) изготовлялись из различных материалов (кожи, кости, дерева, металла и пр.) как для детей, так и для взрослых. Если для малышей обереги предназначались прежде всего от сглаза и болезней, то для взрослых они различались по цели использования: для путешественника, для воина, от болезней, для любви, удачи и т.д. Особенно ценились талисманы из серебра, обладающего особыми свойствами. Ювелиры делалиталисманы округлой формы или придавали им геометрическую конфигурацию. Сложные изделия состояли из двух и более фигур, одна наддругой, соединенных цепочками, украшенных камнями, филигранью и заканчивающихся книзу остроконечными подвесками. И взгляд постороннего невольно скользил по цепочкам вниз и «уходил» в землю. К тому же они, как шолпы, звенели при движении. Для детей старались делать амулеты поярче - так «отвлекались» взгляды людей. В основной фигуре амулета имелась выемка, куда вставляли «д??а» - написанные на бумаге, вышитые на материале молитвы, заклинания или щепотку родной земли, полыни и т.д. Талисман освящался ба?сы (шаманом), и носился на груди. К амулету примыкают ал?а - колье, нагрудное украшение. В древности оно служило оберегом и связано с почитанием богини Умай, дарующей женщинам души детей. В середине грудины находится одна из чакр. Энергетических центров, которые и защищает нагрудник, как и талисман. Первоначально колье могла иметь только сваха - оно было частью ее ритуальной деятельности. Колье состояло из нескольких частей округлой или четырехугольной формы, соединенных колечками, с богатым орнаментом и драгоценными камнями в центре. От них спускались серебряные колечки с различными деталями.
Более разнообразными были застежки (?апсырма) для женской одежды как по форме, так и по исполнению, с драгоценными камнями и без них, но обязательно с орнаментом и в основном из серебра. Располагались они в районе пупка, где имеется другой энергетический центр..
Само название национального женского костюма – камзол - имеет в основе древнетюркское кам - жрец, что говорит о его первоначальной ритуальной значимости. Различными были и женские браслеты: массивные и легкие, широкие и узкие, цельные и из отдельных частей, в комплекте с кольцами и т.д. Серебряные браслеты также полезны - они прикрывали пульсовые точки на запястье.
Дороже всего ценились не сундуки, не колье, не оружие и седло, а головной убор невесты - саукеле. Парадоксально, но эта какая-то магическая перекличка двух далеких эпох: богато украшенного золотом головного убора сакского вождя и саукеле, оказавшегося для казахов наибольшей ценностью. Достаточно сказать, что подаренный ленинградскому этнографическому музею саукеле по цене равнялся стоимости сотни лошадей! Саукеле оказался самым богатым изделием народных зергеров и по ювелирному искусству, содержащим в себе многие виды украшений. В старинном головном уборе можно найти и всевозможные подвески с бубенчиками, и богатое колье, и драгоценные камни.
Впрочем, иначе и не могло быть, если учесть, что в основе свадебного обряда лежал погребальный ритуал. Перед замужеством в доме невесты совершали мнимое погребение: невесту одевали в ритуальный костюм, закрывали ей лицо, причитали над ней и в таком виде увозили к жениху. Так «обманывали» духов невесты, ее семьи, чтобы она была свободна от них и приобщилась к энергетике дома и семьи жениха. Для этого «воскрешали» невесту - открывали ей лицо (беташар) и знакомили с родственниками мужа.
Саукеле делали конусообразным - из белой кошмы, покрывали ее красным сукном и отделывали оторочкой из меха нутрии. Свадебный убор украшали серебряными, золотыми изделиями с жемчугом, кораллами, а также бриллиантовыми и другими драгоценными камнями. На лоб свисали серебряные подвески, закрывая третий энергетический центр. На спину и грудь невесты спускались широкие ленты с украшениями, серебряными цепочками и подвесками. Нередко головной убор имел накидку на плечи, отделанную бархатной оторочкой с орнаментом и бахромой.
Серебряное великолепие распространилось и на многие предметы быта: оружие, конскую сбрую, музыкальные инструменты, мебель. Возможно, повсеместностью серебряных украшений и объясняется анонимность многих шедевров казахского ювелирного искусства XIX - начала ХХ вв.
Наиболее развита и разнообразна была отделка конской сбруи. Седло степных мастеров даже имело свое название - казахское седло. Особенно богато украшались женские седла, передние и задние части которых покрывались серебряными пластинами и украшениями с различными драгоценными камнями. Женское седло с позолотой известного мастера Наби Карибаева имеется в Центральном государственном музее.
Наиболее востребованный металл - серебро - был русского и китайского производства. Тем не менее ювелирные изделия казахов в разных регионах имели свою специфику. При этом сохранялись древние обрядовые традиции - основа национального костюма и украшений. Что же касается техники, то она традиционна: ковка, гравировка, чернение, инкрустация, филигрань и т.д.
Закат серебряного века казахских ювелиров пришелся на время правления Голощекина с его конфискацией золота.. и серебряных украшений у казахов. Конечно, в наше время возрождаются народные промыслы, но серебряный век ювелиров ушел в прошлое. Сегодня мы носим украшения из других стран... нивелированные.
Читайте: |
---|
Мифические образы казахов |
Шайтаны озера Бирказан |
Слово первоеХорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил,пресытившись всем, обнаружил бреннос... |