МедеоМедео – это самый крупный в мире спортивный комплекс, который расположен недалеко от города Алматы, на высоте примерно 1,7 километров над уровнем моря... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Кочевой и оседлый образ жизни казаховЖизнь и быт казахов напрямую связаны с их кочевым и оседлым образом жизни. Однако мало, кто знает, что у ... +Далее... |
Хозяйство кочевников Казахстана в V – начале XIII ввТипология кочевого хозяйства. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях – результат адаптации... +Далее... |
Оседлая земледельческая культура Казахстана в V-XIII ввЮжные районы Казахстана и Жетысу издавна были местом распространения оседло-земледельческой культуры. О разв... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Культура и традиции - Культура Казахстана
Давняя это история. Много лет назад, жил один старый казах-музыкант и помнил он всю историю всех девяти ответвлений (тогыз тарау) своего народа. Дожил он до глубокой старости, почувствовав приближение конца дней своих, и решил собрать всех своих сородичей, чтобы поведать им историю тогыз тарау. Рассказ вел старый казах казахскими песнями, а играл он на старой, как и он сам, домбре, не хотел уносить историю в могилу.
Только прежде чем начать рассказ свой спросил он, как поступить ему где сохранить историю. Долго думали, совещались и старики, и молодежь, и женщины и мужчины, и богатые и бедные, да и порешили сохранить историю тогыз тарау лучше всего в корпусе старой домбры музыканта. Да вот была одна проблема, гриф домбры был полый, вот и могла вся история утечь через него. Тогда было решено прикрепить на гриф девять навязных ладов равное количеству девяти ответвлений народа, а на деке в память о старом музыканте натянули вторую струну. Легенды гласят, что после этого старая домбра преобразовалась и стала золотой, корпус ее расширился, а «шея» сузилась, а еще стала она цельнодолбленной.
Так гласит легенда о золотой домбре, передаваемая от родителей к детям в одном селении, что находится в долине Сырдарьи. Люди говорят, что любой казах, исполняющий песни на домбре, пересказывает историю края. Но это всего лишь поверья. Историки музыкальных инструментов думают иначе. Считают, что шертер, домбра и кобыз могли образоваться, как иные музыкальные инструменты, путем слияния охотничьего барабана, кожаной деки и струн. В подтверждение этому есть определенные факты, первый - это название домбры, которое на языке кыпчак означает «дангра», «барабан» или «бубен».
Второй факт - это то, что при извлечении звука щипком и параллельно ударами пальцев используя народные кюйевы. Для понимания этого процесса, нам понадобилось понять происхождение лютни как исходного и самого древнего инструмента. Самый древний лютни напоминают грушу, состоящую из механически сведённых в единое целое барабана и кожаной деки со струнами. Взявши это за основу, легко представить, как постоянно вытягиваясь из инструмента, образовался гриф.
Для тех, кто хочет увидеть процесс игры на домре, в интернет размещено огромное количество видео песен казахов исполняющихся на этом инструменте. Казахский шертера, вне всякого сомнения, являлся предшественником двух кардинально отличающихся инструментов — щипковой домбры и смычкового кобыза. Это понятно из того, что на шертере возможно играть и щипком, и смычком. Он имеет достаточно небольшой гриф, яйцевидной формы, корпус обтянут кожей. Все это безоговорочно подтверждает то, что охотничий барабан, давший жизнь новому инструменту, остается его составляющей. Домбра также выделилась из шертера.
Она долго существовала с полым, выдолбленным изнутри грифом. Но неудобство и непрактичность привело к преобразованию полого грифа в удлиненный, монолитный и цельный. Тем не менее, соответствуя древним традициям, многие казахские песни 2013 года были написаны и исполнялись на домбре куыс мойын, вырезанной из цельного дерева с полым грифом. Шеретер дал начало еще одному инструменту — смычковой кобзе. Название инструмента подсказывает про его значимое использование в прошлом, а также схоже с древнетюркским словом «кобыз», которое использовали, изгоняя «злых духов». Нужно сказать, что кобыз на протяжении долгого периода истории часто применяли шаманы для проведения различных ритуальных танцев и песен.
Читайте: |
---|
Легенды о Караман-ата |
Легенда о возникновении озера Балхаш |
Слово первоеХорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил,пресытившись всем, обнаружил бреннос... |