Электричество в ТалгареС лампочкой Ильича жители Талгара впервые встретились в 1936 году, когда была построена электростанция на ирригационном канале, в 5 км от станицы. С... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Язык и письменность Казахстана XIII - первой половины XXIII-XIV вв.- время дальнейшего развития казахского языка и приближения литературных языков к народному. Мон... +Далее... |
Письменная и устная литература Казахстана XIII - первойРасцвет письменной литературы. XIII-XIV вв. – время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. Этом... +Далее... |
Национальный казахский костюм - отражение культуры и трНациональная одежда казахов вобрала в себя лучшее от традиции, созданной на протяжении многих веков. Она ... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Культура и традиции - Традиции Казахстана
В традиционном календаре казахов было 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся пять дней назывались «бесқонақ» – пять гостей. А уже 12 лет составляют мушель – священный жизненный цикл казахов, основа миропонимания. Каждый год казахского мушеля имеет свое название: мышь – тышқан, корова – сиыр, барс – барыс, заяц – қоян, волк – үлү, змея – жылан, лошадь – жылқы, овца – қой, плеяды – мешiн, птица – тауық, собака – ит, кабан – доңыз. Тут следует сделать особое примечание. Курица, чей помет, как известно, является отравой для овец, не водилась в хозяйстве кочевника. О ней и не идет речь в календаре. Слово «тауық» (производное от тау – гора) в тюркских языках обозначает скорее всего дикую птицу с гребешком. В казахском языке «тауық» – самка фазана или куропатки. Не случайно еще в 1903 году известный исследователь –этнограф В. Михайлов, отмечал, что «туркмены не знают, что тауык – это курица».
Казахи, как и все центральноазиатские номады, хорошо знали, что несет с собой каждый год – сколько влаги и ветров, травы и солнечных дней, оттепелей и холодов. Они знали u1075 годы, благополучные для своего нелегкого производства – сиыр, барыс, жылан, жылқы (корова, барс, змея, лошадь), и годы неблагополучные – тышқан, ұлү, мешін, тауық, доңыз (мышь, волк, плеяды, птица, кабан). Но особенно опасным для кочевников был год қоян (заяц), год непременных джутов , которые были особенно катастрофичными через каждые 36 лет. Самые страшные джуты, едва не погубившие Степь, 1723-1724, 1795 - 1796, 1855-1856 годов пришлись именно на год зайца. Итак, цикл из 12 сдвоенных единиц-часов образует сутки, цикл из 30 суток образует месяц, цикл из 12 месяцев – год, цикл из 12 годов – мушель. Цикл из 5 мушелей образует 60-летний круг, называемый толық (полный) мушель. Кругам времени подчинена и жизнь отдельного человека – цепочка двенадцатилетий. У каждого человека через 12 лет наступает мушелi жас. Это переходный период, сопровождаемый неустойчивостью личных обстоятельств, ухудшением здоровья,психологических и социальных сложностей. Это 13-й, 25-й, 37-й, 49-й, 61-й, 73-й и т.д годы жизни, требующие особого внимания, осмотрительности, осторожности.
Мушелi жас совпадают с известными современной медицине периодами перестройки гормональной системы человека, временно выводящими организм и психику из состояния равновесия. 13 лет – период полового созревания, 25 лет – прекращение выработки гормона роста, конец физической молодости, 37 лет – известный период психологических кризисов, из-за чего этот рубеж назван американскими учеными «теневой чертой человеческой жизни», 49 лет – выключение функции воспроизводства. Переход из одного мушеля в другой мыслился как резкая перемена, опасный момент жизни, когда человек особенно беззащитен перед болезнями и всякого рода напастями. Такие переходы мифологически осмыслялись как смерть в одном качестве и рождение в новом.
По истечении рубежного периода у казахов принято отдавать любимую вещь младшему родственнику или другу с пожеланием, чтобы и он благополучно миновал предстоящее ему испытание. Этот обычай сходен с раздачей вещей умершего старца, прожившего долгую счастливую жизнь. Что лишний раз подчеркивает осмысление переходного момента как времени реального пребывания в особом пространстве между Этим и Тем миром, опасно близким к небытию.
Систему летоисчисления древние казахи вывели, изучая звездное небо. Начнем с того, что юрта кочевника, купол которой большую часть года оставался открытым, служила своеобразным планетарием, идеально располагающим к общению с космосом. Кочевники ежегодно перемещались со своими стадами на большие расстояния. Выращивание скота – длительный процесс. Это сформировало в психологии кочевника особое чувство «большого» времени, столь отличающее его от представителя земледельческих культур. И потому была необходима система летоисчисления, позволяющая предвидеть коварные изменения климата. И она должна была работать на много лет вперед, не меньше того срока, за который молодняк любого из «төрт тулiк мал», то есть из четырех видов скота, разводимого кочевниками (лошади, овцы, коровы, верблюды) успел бы вырасти и дать приплод. Эта концепция «большого» времени и легла в основу философии казахов, проповедующей долготерпение, стойкость перед испытаниями, спокойствие и игнорирование преходящих мелочей жизни. И, Аллах тому свидетелем, известная ментальность казаха, реагирующего на сотрясения внешнего мира присказкой «Эй, мейлі, аман болсак болды!» (Да ладно, быть бы живу!», надо полагать, и позволила выжить народу Степи, которого природа и история очень старались извести под корень.
Читайте: |
---|
Легенды о Караман-ата |
Мифические образы казахов |
Слово ТринадцатоеИман — есть незыблемая вера в единого и всемогущего создателя, о бытии и существовании которого дано нам знать из посланий через его пророка, да благословит Аллах его имя. Сущ... |