СарайчикСарай-Джук (тюркск. сарай — двор, дворец, монг. жүк — малый, то есть Малый Двор, другие варианты названия: Сар-Учуг, Сарайчук, Сарайчик, Царск... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Доисламская культура и устное творчествоУстное творчество. В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традици... +Далее... |
Быт, культура и хозяйство казаховКазахи издревле вели кочевой или полукочевой образ жизни. По бескрайним казахским степям они кочевали век... +Далее... |
Культура Казахстана в 18 векеКультура казахов в 18 веке претерпела ряд значительных изменений, так как на смену традициям и национальн... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Культура и традиции - Культура Казахстана
Многообразный музыкальный фольклор, сватовство и последующая за ним свадьба, танцы, игры и состязания, пантомима и обрядовые песни - все это неотъемлемая и глубоко самобытная часть танцевальной культуры великого казахского народа. Танцы казахов берут свои истоки в канонических формах древней танцевальной обрядности, не всегда дошедшей до наших дней, но оставшейся в памяти народа и прямо влияющей на рисунок современного танца. Пластические сюжеты и традиционные увлечения былых поколений никогда не отличались статичностью, раз и навсегда определенной иерархией жестов и механикой телодвижений. Их разнообразие является отражением разнообразия духовной культуры казахов, берет свое начало в письменных и устных источниках, предметах материальной культуры и особенностях народного языка.
В этом смысле казахские танцы оказываются инструментом передачи культурной традиции из поколения в поколение и одновременно источником новых ее проявлений. Все виды танцев: плясовые, шаманские, состязательные и другие сопровождали казахов с древнейших времен и до самого нового времени, являясь неиссякаемым источником духовного обогащения этого народа. В очень многих танцах прослеживаются особенности древней этнической культуры казахов в ее историческом развитии.
По своему характеру, манере исполнения и особенностям сюжетной линии все национальные танцы казахов можно подразделить на несколько основных групп:
Обрядово-ритуальные
Сюда входят: “Жезтырнак” (ведьмины пляски), “Коштасу” (невеста прощается с любимыми подругами), “Шалкыма” (танец на каблуках), “Айкосак”, “Баксы ойыны” (баксовы пляски), “Буынби” (танцующие суставы), “Жар-жар” (танец по мотивам одноименной песни).
Охотничьи и воинственные
“Акат” (демонстрация мужской пластики), “Мерген” (танец с охотничьим луком), “Коян-буркут” (беркут и заяц), “Сайыс” (танцевальная имитация поединка), “Клышпан-би” (танец с саблей), “Кусбеги - дауылпаз” (танцор держит в руках ловчую птицу).
Бытовые и подражательные
“Тепен-кок” (бежит скакун), “Ормек-би” (танцуют ткачи), “Ортеке” (козел-попрыгун), “Кокпар”, “Шашу”, “Кербез-би”, “Алка-котан”, “Балбраун”, “Каз-катар”, “Утыс-би”, “Косалка”, “Алтынай”, “Ыргакты” и т.д.
Самые характерные особенности национальных танцев казахов заключаются в повышенной экспрессии танцора, резкости его движений, подвижность суставов. Для мужчин характерна подтянутость корпуса, а для женщин - подчеркнуто узкая талия и гибкая пластика рук во время исполнения. Танцуют под аккомпанемент кобыза, домры или дангры. Наиболее одаренные танцовщики способны исполнять оригинальные танцы на коне. Известны также ночные ритуальные хороводы вокруг костра или у алтыбакана - так называются переносные качели.
Аргументы некоторых специалистов, направленные на отрицание исторической природы казахского танца, легко опровергаются наличием в казахском языке слов “биле” (танцевать) и “ба” (танец), а также выражений “би-кюйев”, означающих различные танцевальные ритмы. Л. Сарынова подчеркивает, что, обнаруженные недавно, старинные танцевальные формы фольклора казахов следует относить не к зачаточным элементам танцевальной культуры, а к ее самобытным и развитым средствам, определяющимся уровнем развития феодально-патриархального общества того времени. Многие певцы-импровизаторы прошлого в совершенстве владели искусством исполнения старинного танца, например - Берикбол Копенов (по прозвищу “деревянная нога”, данное ему за умение танцевать на ходулях).
Читайте: |
---|
Легенды о Боровом |
Легенда о возникновении озера Балхаш |
Слово ДвадцатоеВсе мы знаем — ничто не властно над судьбой. Человеку свойственно чувство пресыщения, оно не возникает по желанию, а определяется судьбой. Изведав однажды пресыщение, уже не о... |