Благодаря чему секционный гарнитур имеет большую распроУ каждого из нас впоследствии окончания ремонта на кухне становится актуальным вопрос ее обустройства мебелью. Обустройство кухонного помещения –... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Доисламская культура и устное творчествоУстное творчество. В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традици... +Далее... |
Быт, культура и хозяйство казаховКазахи издревле вели кочевой или полукочевой образ жизни. По бескрайним казахским степям они кочевали век... +Далее... |
Язык и письменностьИзменение лингвистической карты Казахстана. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Каза... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
История Казахстана - Легенды Казахстана
Шайтан - сатана. Злой дух. Относится к категории джиннов. Не прирученный шаманом шайтан, вселяясь в человека, всячески вредит ему, и, как правило, лишает разума. Существовало поверье, что шайтан ужасно боится верблюдиц во время окота. То же самое относится и к ежам. Поэтому иголки ежей подкладывали под голову рожениц и подвешивали к детской колыбели. Примечательно, что волосы русского человека, тоже обладали магической силой и также отпугивали шайтанов. Ыбылыс - тот же шайтан и еще один известный представитель из категории джиннов. Получил распространение вместе с мусульманской мифологией.
Жебрейил периште и Азрейил периште - ангелы из мусульманской мифологии. Согласно известной легенде, именно Жебрейил передал пророку Мухаммаду текст священного Корана. Азрейил - ангел, спускающийся с небес за душами усопших. Казахи искренне верили в то, что если резко обернуться через правое плечо, то можно узреть Жебрейила, а если через левое, - то самого Азрейила. В народных сказках они часто вдвоем приходят за душой умершего.
Мусулман-пери. Все пери делятся на добрых и злых. Первые помогают людям и посещают их, когда нужно направить их на истинный путь, а вторые - всячески досаждают. Например, появившись ночью, хватают за горло и душат человека, а когда тот пытается убежать, цепляются за ноги. Единственный способ защититься от злых пери - это молиться и повторять аяты из Корана. Пери умеют перевоплощаться в конкретного человека и выдавать себя за него.
Шильтен, кырык шильтен - духи-чудотворцы. Название происходит от таджикского слова чильтан -сорок человек. Казахи к нему добавили приставку кырык , что в переводе означает то же число - сорок. Шильтены существовали в таджикско-персидской мифологии задолго до принятия ислама, но на казахскую землю пришли, уже успев адаптироваться в новой религии. У казахов было распространено представление, что шильтены живут на далеком острове посреди моря, куда доступ людям закрыт. По другой версии - шильтены днем живут в мечетях, а ночью обитают на кладбищах. Надо особо отметить, что шильтены в понимании казахов, в отличие от таджиков, не способны причинить зла. Они никогда не крадут младенцев и не угоняют скот. Шильтенов часто призывали на помощь казахские баксы во время камлания.
Сулеймен - правитель подводного мира. В мусульманской мифологии сын Дауда. Соответствует библейскому Соломону. Казахи считали, что Сулеймен патша (царь) понимал язык животных и птиц. Служил примером смирения перед Аллахом. Причина того, почему он трансформировался в правителя подводного мира, пока неясна. С его появлением почти на нет сошло исконно казахское название водяного - уббе . Кыдыр ата, Кыдыр аулие или просто Кыдыр - популярный мусульманский мифический персонаж, существовавший еще до появления ислама на Ближнем Востоке. В представлении казахов - это благочестивый старец, одаривающий изобилием и счастьем тех, кто воочию увидел его. Имеет длинную седую бороду и всегда одевается во все белое. Во время святого месяца рамадана (оразы), в ночь святого Кыдыра (Кыдыр туни) его ожидали в каждом доме за праздничным дастарханом. В народе до сих пор существует поговорка: Кырыктын бири - Кыдыр , которую можно примерно перевести как Один из сорока - возможно, и есть сам Кыдыр .
Жын - джинн. Это слово арабского происхождения. Распространившись вместе с исламом, оно сменило прежнее понятие - аруах , которое в свою очередь уходит корнями в таджикско-персидскую мифологию (арвохи у таджиков - это духи предков). Причем понятие аруах вовсе не исчезло, наоборот, их (духов предков), стали еще больше почитать. Следует особо отметить то обстоятельство, что понятие джинн казахи толковали очень широко. С одной стороны под ним подразумевалась целая категория джиннов, с другой же - джиннами считали и некоторых из мифических существ, о которых шел рассказ в прошлом номере: например, кара албасты или дэв. Считается, что те джинны, которые приручены каким-нибудь баксы, могут принимать любую форму и выполнять приказы своего хозяина.
Читайте: |
---|
Шайтаны озера Бирказан |
Мусулман-пери |
Слово первоеХорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил,пресытившись всем, обнаружил бреннос... |