Путешествуя по стране:

Фауна в заповеднике Кургальджинский

News image

Животный мир заповедника очень богат. В озерах развивается зоопланктон (мелкие беспозвоночные, живущие в толще воды) и зообентос (обитающие в придон...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Казахская община в Москве: сохранение традиций и решени

News image

Казахи в Москве и разных уголках России начали появляться в девятнадцатом веке. Первые из них появлялись в Пет...

+Далее...

Городская культура Казахстана в V – начале XIII вв

News image

Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь по...

+Далее...

Каким было традиционное оружие казахов в истории?

News image

Почтительное отношение к оружию у казахов сложилось издавна. В этом нет ничего странного, ведь в условиях...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...




МУШЕЛІ ЖАС

Культура и традиции - Традиции Казахстана

мушелі жас

В традиционном календаре казахов было 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся пять дней назывались «бесқонақ» – пять гостей. А уже 12 лет составляют мушель – священный жизненный цикл казахов, основа миропонимания. Каждый год казахского мушеля имеет свое название: мышь – тышқан, корова – сиыр, барс – барыс, заяц – қоян, волк – үлү, змея – жылан, лошадь – жылқы, овца – қой, плеяды – мешiн, птица – тауық, собака – ит, кабан – доңыз. Тут следует сделать особое примечание. Курица, чей помет, как известно, является отравой для овец, не водилась в хозяйстве кочевника. О ней и не идет речь в календаре. Слово «тауық» (производное от тау – гора) в тюркских языках обозначает скорее всего дикую птицу с гребешком. В казахском языке «тауық» – самка фазана или куропатки. Не случайно еще в 1903 году известный исследователь –этнограф В. Михайлов, отмечал, что «туркмены не знают, что тауык – это курица».

Казахи, как и все центральноазиатские номады, хорошо знали, что несет с собой каждый год – сколько влаги и ветров, травы и солнечных дней, оттепелей и холодов. Они знали u1075 годы, благополучные для своего нелегкого производства – сиыр, барыс, жылан, жылқы (корова, барс, змея, лошадь), и годы неблагополучные – тышқан, ұлү, мешін, тауық, доңыз (мышь, волк, плеяды, птица, кабан). Но особенно опасным для кочевников был год қоян (заяц), год непременных джутов , которые были особенно катастрофичными через каждые 36 лет. Самые страшные джуты, едва не погубившие Степь, 1723-1724, 1795 - 1796, 1855-1856 годов пришлись именно на год зайца. Итак, цикл из 12 сдвоенных единиц-часов образует сутки, цикл из 30 суток образует месяц, цикл из 12 месяцев – год, цикл из 12 годов – мушель. Цикл из 5 мушелей образует 60-летний круг, называемый толық (полный) мушель. Кругам времени подчинена и жизнь отдельного человека – цепочка двенадцатилетий. У каждого человека через 12 лет наступает мушелi жас. Это переходный период, сопровождаемый неустойчивостью личных обстоятельств, ухудшением здоровья,психологических и социальных сложностей. Это 13-й, 25-й, 37-й, 49-й, 61-й, 73-й и т.д годы жизни, требующие особого внимания, осмотрительности, осторожности.

Мушелi жас совпадают с известными современной медицине периодами перестройки гормональной системы человека, временно выводящими организм и психику из состояния равновесия. 13 лет – период полового созревания, 25 лет – прекращение выработки гормона роста, конец физической молодости, 37 лет – известный период психологических кризисов, из-за чего этот рубеж назван американскими учеными «теневой чертой человеческой жизни», 49 лет – выключение функции воспроизводства. Переход из одного мушеля в другой мыслился как резкая перемена, опасный момент жизни, когда человек особенно беззащитен перед болезнями и всякого рода напастями. Такие переходы мифологически осмыслялись как смерть в одном качестве и рождение в новом.

По истечении рубежного периода у казахов принято отдавать любимую вещь младшему родственнику или другу с пожеланием, чтобы и он благополучно миновал предстоящее ему испытание. Этот обычай сходен с раздачей вещей умершего старца, прожившего долгую счастливую жизнь. Что лишний раз подчеркивает осмысление переходного момента как времени реального пребывания в особом пространстве между Этим и Тем миром, опасно близким к небытию.

Систему летоисчисления древние казахи вывели, изучая звездное небо. Начнем с того, что юрта кочевника, купол которой большую часть года оставался открытым, служила своеобразным планетарием, идеально располагающим к общению с космосом. Кочевники ежегодно перемещались со своими стадами на большие расстояния. Выращивание скота – длительный процесс. Это сформировало в психологии кочевника особое чувство «большого» времени, столь отличающее его от представителя земледельческих культур. И потому была необходима система летоисчисления, позволяющая предвидеть коварные изменения климата. И она должна была работать на много лет вперед, не меньше того срока, за который молодняк любого из «төрт тулiк мал», то есть из четырех видов скота, разводимого кочевниками (лошади, овцы, коровы, верблюды) успел бы вырасти и дать приплод. Эта концепция «большого» времени и легла в основу философии казахов, проповедующей долготерпение, стойкость перед испытаниями, спокойствие и игнорирование преходящих мелочей жизни. И, Аллах тому свидетелем, известная ментальность казаха, реагирующего на сотрясения внешнего мира присказкой «Эй, мейлі, аман болсак болды!» (Да ладно, быть бы живу!», надо полагать, и позволила выжить народу Степи, которого природа и история очень старались извести под корень.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Четырнадцатое

Есть ли у человека что-либо драгоценнее его сердца? Называя кого-то человеком с сердцем, люди почитают его за батыра. Другие качества сердца они себе ясно не представляют. Милосе...