Путешествуя по стране:

Для чего необходима лицензия на лом цветных металлов

News image

Сегодня нет возможности начинать бизнес и при этом не оформить лицензию. С целью начать работу по получению лицензии на лом цветных металлов вам следу...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Национальный казахский костюм - отражение культуры и тр

News image

Национальная одежда казахов вобрала в себя лучшее от традиции, созданной на протяжении многих веков. Она ...

+Далее...

Доисламская культура и устное творчество

News image

Устное творчество. В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традици...

+Далее...

Культура Казахстана в 18 веке

News image

Культура казахов в 18 веке претерпела ряд значительных изменений, так как на смену традициям и национальн...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...

Главная Культура Казахстана Язык и письменность Казахстана XIII - первой половины XV вв



Язык и письменность Казахстана XIII - первой половины XV вв

Культура и традиции - Культура Казахстана

язык и письменность казахстана xiii - первой половины xv вв

XIII-XIV вв.- время дальнейшего развития казахского языка и приближения литературных языков к народному. Монгольский язык не получил в Казахстане широкого распространения, и уже при Монке и Бату хане все государственные и официальные документы велись на тюркских языках. Среди народных говоров продолжает господствовать кыпчакский (староказахский) язык, состоявший из нескольких диалектов. Кроме того, в оседлых районах Крыма и Южного Казахстана сохранялись языки восточно-тюркских групп-огузский и уйгур-карлыкский, постепенно вышли из употребления хазарский и согдийский язык.

Значительные изменения происходят в литературных языках. Единый литературный тюркский язык XI-XII вв., “тюрки”, делится на два варианта – карлык-уйгурский и огуз - кыпчакский. Первый получает распространение во владениях шагатаидов и поэтому иногда называется учеными “шагатайским” языком. На этом языке написаны почти все тюркоязычные литературные произведения данного периода Мавераннахра и Могулистана. Огуз-кыпчакский литературный язык складывается одновременно в двух центрах - Улуг Улусе и Египте, господствующее положение в которых занимала кипчакская знать – мамлюки. В Улуг Улусе этот язык формировался в Крыму и Хорезме, где кыпчакские и огузские языки были одинаково распространены, благодаря чему возник синтетический литературный диалект.

Письменность. До принятия ислама в качестве государственной религии на территории Казахстана использовались в основном две системы письма – традиционная руничная письменность и уйгурский алфавит, принесенный монголами. Вплоть до начала XIV в. все государственные и официальные документы писались именно уйгурским письмом. Однако с начала XIV в. все большее распространение начинает получать арабский алфавит.

При этом он был значительно изменен и приспособлен к нормам тюркской речи. Центрами распространения арабской письменности в Улуг Улусе были Булгар и Хорезм, где ислам пустил прочные корни еще в X-XI вв. В отдельных центрах Улуг Улуса, где имелись крупные христианские общины, были попытки приспособить кыпчакский язык к латинскому шрифту, однако широкого распространения он не получил. Наиболее ярким памятником кыпчакского языка в XIII в. является “Кодекс Куманикус” (Книга куман, т.е. кыпчаков). Рукопись была обнаружена в библиотеке Петрарки и сейчас хранится в Венеции, в церкви св. Марка. “Кодекс” был написан в 1303 г. в Крыму, поэтому в языке этой книги сильно огузское влияние южно-крымского тюркского диалекта.

Книга состоит из двух основных частей. В первой помещен латино-персидско-кыпчакский словарь, во второй – кыпчакско-немецко-латинский словарь, краткий очерк по грамматике, христианские религиозные тексты на кыпчакском языке. Для передачи кыпчакского языка составители использовали латинскую графику.

Основное назначение “Кодекса” было практическим: для изучения кыпчакского языка миссионерами и знакомства населения Улуг Улуса с христианством. В книге даны тексты основных молитв по-кыпчакски, ноты к песнопениям. В то же время “Кодекс” донес до нас большое количество народных пословиц и загадок, удивительно схожих с современными казахскими.

Кыпчакские словари. Наиболее ранним памятником языка кыпчаков является арабско-кыпчакский словарь “Терджуман турки уа араби”, написанный в 1245 г. арабской графикой в Египте. Несмотря на название в этот труд входили, кроме арабо-кыпчакского, монголо-персидский и арабо-монгольский словари. Всего в словаре около 2,5 тысячи слов.

Чисто практическое значение имел труд Асир Ад-Дина Абу Хайяна Ал-Гарнати (Андалузского) “Китап ал-Идрак-ли-Лисан ал-атрак” (Пояснительная книга о тюркском языке). Ее автор был родом из африканских берберов и жил в культурном центре арабской Испании – Гренаде. В конце XIII в. Ал-Гарнати переехал в Каир, где преподавал филологию в медресе. Здесь он написал несколько книг по грамматике, фонетике и лексике кыпчакского языка. До нас дошел только один его труд, написанный в 1312 г.

Труд Жамал ад-Дина Мухаммеда Абдуллах ат-Турки “Китап булугат ал-Муштак фи лугат ат-турк вал-кыпшак” (Книга, написанная для желающих хорошо изучить тюркский и кыпчакский языки) был также чисто практическим. Особенностью этого труда является то, что в кратком предисловии к словарю автор дает список использованных им трудов, которые до нас не дошли. В их числе упоминается книга “Ал-Анвар ал-Мудиа” (Блеск света) Ала ад-Дина Бейлик Ал-Кыпчаки, написанная в XIV в. в Сирии.

Кроме этого, известны многие другие работы, посвященные изучению кыпчакского языка. Так, в Египте в XIV в. был написан труд “Китаб ат-тухфа аз-закия фи лугат ат-туркия” (Особый дар, написанный о тюркском языке). Здесь же на рубеже XIV-ХУвв. написана книга “Ак каванин ал-куллия ли-дабт ал-лугат ал-туркия” (Полное собрание, написанное для изучающих тюркский , язык), состоявшая из двух частей – грамматики и словаря.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Шестнадцатое

Казах не беспокоится о том, угодны ли Богу его моления. Он делает только то, что делают другие — встает и падает, молясь. С Богом обходится примерно как с купцом, явившимся за до...