Инвестиции в недвижимость в Харькове?Покупка недвижимости в Харькове является не только способом обрести жилье, но и удачно вложить деньги. Это один из самых надежных объектов для вложен... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Древняя казахская культура сохранялась и обогащалась наДревняя культура и цивилизация казахов является предметом изучения многих ученых. Казахская культура является ... +Далее... |
Религиозные представления Казахстана в V-XII ввТенгрианство. Многими средневековыми и современным авторами отмечено существование у тюркоязычных народов св... +Далее... |
Каким было традиционное оружие казахов в истории?Почтительное отношение к оружию у казахов сложилось издавна. В этом нет ничего странного, ведь в условиях... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Культура и традиции - Культура Казахстана
Типология кочевого хозяйства. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях – результат адаптации обществ с производящей экономикой в определенных экологических нишах. Это явилось следствием синхронного действия различных факторов естественно-географического, социально-экономического и конкретно-исторического порядка. К числу особенностей, определяющих специфику кочевого общества, относятся:
Следовательно, кочевничество можно определить как особый род производящего хозяйства, где преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочевки.
На общих просторах евразийских степей кочевое скотоводство всегда было представлено типами и вариантами – от таборного кочевания с незамкнутым циклом до замкнутых циклических кочевании по определенным маршрутам и с более или менее постоянными зимниками, но без постоянных жилищ на них. Из всех критериев для систематизации кочевничества рациональным представляется характер кочевания, поскольку, с одной стороны, определяется экологией конкретных районов, с другой - тесной связью с социальными процессами, происходящими в кочевых обществах. Специалисты, ориентируясь на ряд таких разграничивающих факторов, выделяют несколько основных типов кочевания на территории евразийских пустынь и полупустынь:
Два последних типа кочевания являются собственно разновидностью не кочевого, а полукочевого хозяйства. Но именно они были наиболее характерны для населения степной зоны Евразии. Таким образом, многие из тех, кого называют кочевниками, в строго научном смысле являлись полукочевниками, хотя скотоводство у них часто играло более значительную роль, чем земледелие. Вывод о преобладании в евразийских степях полукочевого хозяйства распространялся не только на новое время, но и на средневековье и древность.
Скотоводство в V-XII вв. В V-XII вв. на территории Казахстана оформляются несколько хозяйственных зон, отличающихся направлением кочевания, природно-климатическими условиями.
“Чисто кочевых” народов никогда не было, и большинство т.н. “кочевых” обществ были на самом деле полукочевыми, т.е. на зимних кочевьях были стационарные жилища. Зачастую часть рода, не имеющая возможности кочевать, оставалась на зимних пастбищах и в поймах рек занималась поливным земледелием. Такие формы хозяйства были особо распространены в бассейне Сырдарьи, в Центральном Казахстане. Отдельные очаги земледелия были в Жетысу и Северном Казахстане. Постоянное, круглогодичное кочевание было редкостью, исключением из правил и было связано с экстремальными условиями – войнами, потерями основных пастбищ вследствие резких климатических перемен и т.п. Так, некоторое время круглогодичным кочеванием занимались огузы-сельджуки а во время переселения в Хорасан – западные кангары, – после потери зимних пастбищ на северном берегу Каспия из-за затопления в IX-X вв. Маршруты кочевания и пастбищ были устойчивыми на протяжении долгого времени и формировались в процессе длительного освоения степных просторов. Так, Гильом Рубрук отмечал, что “всякий начальник знает границы своих пастбищ, а также, где он должен пасти свои стада зимою, летом, весной и осенью”. В качестве транспорта во время кочевания использовались двух - и четырехколесные повозки – кюиме. В эти повозки запрягались быки, лошади или верблюды. Как отмечал Плано Карпини, для перевозки некоторых из них “было достаточного одного быка, для больших – три, четыре или даже больше”.
Состав стада. Средневековые авторы отмечают, что тюр-коязычные племена степей разводили лошадей, овец, коз, коров, верблюдов. В условиях кочевого быта лошадь была незаменимым животным благодаря исключительной подвижности и выносливости. У кочевников существовали правила совместного и последовательного выпаса скота в зимний период, когда после прогона лошадей на пастбищах выпасались другие виды животных. Этот метод обусловил преобладание в стаде лошадей и овец. Крупный рогатый скот и коз содержало полуоседлое население. Верблюд был распространен на всей территории Казахстана, кроме северных районов с холодным климатом.
Благодаря “Диван лугат ат-турк” Махмуда Кашгари и арабо-кыпчакским словарям XIII-XIV вв. до нас дошли многие термины и лексические обороты, отражающие хозяйственно-животноводческие реалии, существовавшие в эту эпоху. В частности, в них приводится большое количество кыпчакских слов, связанных с коневодством, овцеводством, верблюдоводством и другими видами хозяйства: койун – овца, козы – ягненок, кочкар – баран, токлы -годовалый ягненок, сыгыр – корова, огуз – вол, буга – бык, бузагу – теленок, теве – верблюд, нген – верблюдица, бота – верблюжонок, ат – лошадь, айгыр – жеребец, кысрак – молодая кобылица, бес - кобыла, тай - двухлетняя лошадь, кулунчак – годовалый жеребенок, кунан – трехлетний и т.д.
Животноводческая продукция шла не только для удовлетворения внутренних потребностей, но и на продажу в соседние земледельческие области. Кочевники Сарыарки и Жетысу были экономически связаны с городами Мавераннахра. Западный Казахстан – с Хорезмом, городами Едиля, кыпчаки и кангары Причерноморья – с городами Руси и Крыма
Читайте: |
---|
Легенды о Караман-ата |
Легенда о возникновении озера Балхаш |
Слово шестоеОдна из казахских пословиц гласит: «Начало успеха — единство, основа достатка — жизнь». Но у каких людей бывает единство, и как они добиваются согласия между собой — казахи не... |