Тараз![]() В начале нашей эры на плодородных землях, орошаемых полноводной рекой, возник большой город – центр торговли и ремесленничества – Тараз. До XII века... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Культура![]() Казахи - чрезвычайно гостеприимные люди. Если Вы приедете в гости к казахской семье, причем совершенно неожи... +Далее... |
Искусство казахов и жизненный уклад![]() Народное казахское искусство неразрывно связано с его жизненным укладом. Изделия прикладного искусства ук... +Далее... |
Язык и письменность![]() Изменение лингвистической карты Казахстана. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Каза... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави![]() Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха Ибрагима![]() В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аны![]() Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Культура и традиции - Культура Казахстана
Культура казахов в 18 веке претерпела ряд значительных изменений, так как на смену традициям и национальным устоям стали приходить новые общественно-экономические отношения, наложившие отпечаток на культурную жизнь. Казахстан оказался лакомым кусочком для Англии, Франции, России и других государств, поэтому сложилось такое мнение, что народы, которые первыми освоили достижения современной науки, смогут диктовать новые условия для будущей жизни. Таким образом, просвещение в казахских краях началось со стороны представителей иных народов, которые альтруистически возложили на себя миссию учителей. Обычаи, традиции были значительно сокращены и местами забыты, а на их место пришли новые социокультурные ориентиры и ценности.
До середины девятнадцатого века обучением занимались исключительно мальчики (за редким случаем - девочки), их обучение сводилось к механическому заучиванию отдельных сур из Корана. В восемнадцатом веке вопиющая неграмотность царила среди поголовного большинства представителей казахского народа, независимо от их возраста и положения в обществе. К концу века она немного пошатнулась, так как мальчиков родители стали отдавать в мусульманские мекбеты. Но значительного роста грамотности не произошло, за исключением возросшего количества образованных казахов, которые научились читать еще и по-русски.
Однако такой взгляд со стороны российских этнографов, как на страну без культуры и образования, по тому времени неправильный. В Казахстане продолжалось развитие национальной литературы, появлялись жыры, прославляющие героев. А возникшее позднее движение Кенесары породило огромное множество народных песен исторического характера. Не стоит забывать и о продолжении славных традиций казахской поэзии, благодаря которым на свет появились произведения вроде «Макпал кыз», в которых на высокохудожественном уровне можно пронаблюдать сцены из обыденной и бытовой жизни простых казахов. Помимо этого в поэзии появилось пессимистическое направление «Зар заман», в котором позже творил известный и почитаемый далеко за пределами Казахстана Шортанбай. Абай же – автор, который своими произведениями заложил основу литературного казахского языка. Он творил на основе культурных наследий не только Востока, но и Запада, благодаря чему смог создать лучшие образцы для подражания и наследования.
Изобразительное искусство в 18 и на рубеже 19 века в Казахстане развивалось по прежним закономерностям. Художники творили в растительном и зооморфном направлении, а также в геометрическом и космогоническом. Кроме этого, популярным становится направление в скульптуре среди творцов, однако оно находит свое отображение в основном в монументальных надгробиях, поскольку памятники массово возводить начнут лишь спустя полвека. Начала развиваться та инструментальная музыка, образцы которой стали основой для современной и классической академической музыки. Таким образом, рубеж 18-19 веков становится подъемом в казахском искусстве, обогащенном иностранным влиянием.
Читайте: |
---|
![]() Легенда о возникновении озера Балхаш |
![]() Шайтаны озера Бирказан |
Слово четвертоеЛюди внимательные давно заметили — глупый смех равносилен опьянению. Опьянение ведет к проступкам, разговор с хмельным причиняет головную боль. Предаваясь пустому смеху, человек ... |