Суяб![]() Городские поселения были и на плодородных землях Семиречья, как Суяб. Наиболее известный средневековый город Семиречья - Суяб. Он был столицей Запад... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Материальная культура казахов - богатство, собираемое в![]() Материальная и духовная культура казахов являются достоянием народа, а также предметом изучения ученых по... +Далее... |
Искусство казахов и жизненный уклад![]() Народное казахское искусство неразрывно связано с его жизненным укладом. Изделия прикладного искусства ук... +Далее... |
Национальная одежда казахов у мужчин и женщинНациональная одежда казахов на казахском празднике – не редкость, так как этот народ по-настоящему чтит свои т... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави![]() Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха Ибрагима![]() В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аны![]() Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
История Казахстана - Казахстан в XV-XVIIвв
Пища – первейшая и основная жизненная потребность человека. Кроме своей основной роли пища у любого народа играет и огромную знаковую роль, является частью материальной культуры.
Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс – “кымыз”, из верблюжьего – “шубат”. Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.
Одним из любимых напитков казахов было квашеное молоко – “айран”. Смесь айрана с водой называлась “шалап”. Из молока сбивали масло – “сары май”. Для длительного хранения масла его промывали холодной водой, солили и заполняли им бараний желудок – “карын”.
Важное место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог назывался “курт” и употреблялся в пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне. Изготовлялись другие виды сыров: “сары иримшик”, “ак иримшик” и др.
Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основной продовольственной культурой было просо, реже - пшеница и рожь. Из проса казахи готовили пшено “тары”, шедшее на приготовление пшенной похлебки “тары коже”. Жареное пшено ели с молоком, маслом, приготовив из него толокно – “талкан”. Из пшена мололась мука, готовились пресные просяные лепешки “тары таба нан”. Из пшена готовилось также праздничное блюдо “жент”.
Пшеница более ценилась казахами, чем просо. Из него готовили похлебку “бидай коже”, талкан и жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек – “таба нан”, лапши – “кеспе”, обжаренного в сале теста – “бауырсак”. Рожь и ячмень занимали в рационе казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов – “палау” и кашу “ботка”.
Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина, из которой приготавливали различные блюда – подкожный жир верхней части шеи – “жал”, мясо и жир области крупа – “жая”. Из прямой кишки изготовляли “карта”, из реберного мяса с под позвоночным жиром – “казы”. Колбаса из мяса, других частей туши называлась “шужык”.
Баранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо – “ет” – основное блюдо казахов – подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон – “сорпа” употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусками на медленном огне, назывались “куырдак,”. Говядина в пищу редко употреблялась.
Читайте: |
---|
![]() Мусулман-пери |
![]() Мифические образы казахов |
Слово ВтороеВ детстве мне приходилось слышать, как казахи смеялись над узбеками: «Ах вы, сарты широкополые, камыш издалека носите, чтобы крыши покрыть,при встрече лебезите, а за спиной др... |