Путешествуя по стране:

Туркестан

News image

Туркестан (Яссы) был оценен как духовный и политический центр тюркско-язычных людей и был столицей Казахского ханства. Туркестану 1 500 лет. Шейх Хо...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Каким было традиционное оружие казахов в истории?

News image

Почтительное отношение к оружию у казахов сложилось издавна. В этом нет ничего странного, ведь в условиях...

+Далее...

Национальная одежда казахов у мужчин и женщин

News image

Национальная одежда казахов на казахском празднике – не редкость, так как этот народ по-настоящему чтит свои т...

+Далее...

Материальная культура казахов - богатство, собираемое в

News image

Материальная и духовная культура казахов являются достоянием народа, а также предметом изучения ученых по...

+Далее...

Карта Казахстана:

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...




Одежда, украшения и оружие

История Казахстана - Казахстан в XV-XVIIвв

одежда, украшения и оружие

Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -”тон”. Шубы из меха пушных зверей назывались “iшiк” и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком – “бас тон”, синим сукном – “кок тон”, парчой – “барша тон”. Учиненные шубы с воротом из шкур жеребят – “жаргак тон”. Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались “кылка жаргак”.

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов – “кебенек” и халат из тонкого белого войлока – “каттау”. К старинным видам одежды относится также “шекпен” – длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат – “шапан”, шившийся из шерстяных и шелковых тканей.

Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской – из туникообразного платья – “кейлек” и безрукавки – “жециз камзол”. Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.

Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор – “калпак” из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались “ак калпак”, шляпы с широкими, загнутыми наверх полями – “айыр калпак”. Весной и осенью казахи носили шапки – “борiк”, круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались “тымак”.

Борiк девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались “камшэт борiк”, вышитые золотом – “алтын борiк”, украшенные кораллами – “калмаржан борiк”. Летние легкие шапочки из бархата или парчи – “такия” украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.

Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор – “сэукеле” – высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани - “кимешек”.

Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались “шонкайма етик”, мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды – “6ip така”, а также ичиги – “мэсi” из козлиной юфти и галоши – “кебiс” из более плотной кожи. Зимой носили “саптама етiк”, бедняки -”шокай” и “шарке”.

Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли – “кебiс”. Богатые женщины носили орнаментированные сапоги “кестелi етiк”, туфли на высоких каблуках из зеленой кожи – “кок сауыр”, украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.

Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка – “белдио>. Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались “шее”. У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки – “кур”.

Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты “билезик” покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из самоцветов, часто – из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.

Широко использовались накосные украшения – “шашбау” в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой концами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относились и подвески “шолпы”.

Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.

Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные – “омырауша”, “енiр жиек”, “бой тумар”, застежки к поясам – “iлгек”, фигурные бляхи к саукеле – “шылтыр”, массивные шаровидные пуговицы – “торсылдак туйме”, булавки – “туйреуiш”.

При изготовлении женских украшений применялась различная техника-литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.

Оружие. Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли – “кылыш”, палаши – “селебе”, мечи – “семсер”. Широко использовались шпаги – “сапы”, кинжалы – “канжар”, длинные ножи с изогнутым клинком – “жеке ауыз”, длинные узкие ножи – “бунда пышак”. Наиболее распространенным оружием были лук – “садак,” и стрелы. Наконечники стрел были различных форм – четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья – “найза” имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры – “айбалта”.

Оборонительное вооружение состояло из кожаных и металлических доспех – “сауыт”, стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.

С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшенные насечкой серебром – “бiлтелш мылтык”, без насечки – “кара мылтык”, с коротким стволом – “самкал”. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались “козы кэш”, Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины “сойыл” и “шокпар” из березовых жердей, однако во время войны они реже употреблялись.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Двадцать Первое

Трудно удержаться от самодовольства, будь оно в большей или меньшей степени. Я отметил два вида его: это гордыня и бахвальство. Горделивый человек сам себе дает высокую оценку...