Купить недорого storage bucket vps: советы экспертовХостеры достаточно часто предоставляют своим клиентам всего один вариант панели управления. Тем не менее, всегда существуют варианты, у которых есть с... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Самобытные и неповторимые танцы казаховМногообразный музыкальный фольклор, сватовство и последующая за ним свадьба, танцы, игры и состязания, па... +Далее... |
Материальная культура Казахстана XIII - первой половиныСреди монгольской аристократии вскоре после прихода к власти четко наметились две тенденции по отношению к о... +Далее... |
Древняя казахская культура сохранялась и обогащалась наДревняя культура и цивилизация казахов является предметом изучения многих ученых. Казахская культура является ... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
История Казахстана - Казахстан в древности
Жетысу в XIII в. Территория Жетысу при разделе между сыновьями Чингисхана отошла второму сыну-Шагатаю. Его земли включали, кроме Жетысу, весь Восточный Туркестан и Мавераннахр. Столицей шагатаидов долгое время был Алмалык, а летняя резиденция ханов находилась в долине Или.
Первый правитель улуса Шагатай пользовался огромным авторитетом среди чингизидов и влиянием на своего брата, великого хана Угедея. После смерти Шагатая в 1241 г. ханом стал его внук Кара-Хулагу. В результате межоусобиц, произошедших в Монголии, престол великого хана занял Гуюк, старший сын Угедея, назначивший вместо Кара-Хулагу своего друга Есу-Мунке. Но после смерти Гуюка в 1248 г. в Монгольской империи вновь начались распри между потомками Угедея и Тулуя. При поддержке Бату великим ханом стал сын Тулуя Мункэ. Потомки Шагатая, обвиненные в заговоре против великого хана, были казнены и шагатаиды на долгое время утратили былую значимость.
В 50-е гг. XIII в. Жетысу управлялся великими ханами, а в 1260 г. здесь был посажен Алгуй – внук Шагатая. Ему наследовал внук Угедея – Хайду, при котором государство шагатаидов получило окончательное оформление. В 1269 г. на Таласе состоялся курултай – съезд кочевой знати, на котором было решено образовать государство, независимое от Монгольской империи. Правителем государства был избран Хайду (1269-1301 гг.). Кроме Жетысу, в его владения входили земли по Сырдарье и Мавераннахр. Вскоре после смерти Хайду власть вернулась шагатаидам в лице Тубы (1307-1318 гг.).
Жетысу в составе государства шагатаидов. Первым ханом, который полностью порвал с кочевыми традициями и переселился в Мавераннахр, был сын Тубы Кебек (1318-1326). Жетысу превратился из центра государства в провинцию. Усилились противоречия между ханами, стремившимися к установлению широких и прочных связей с оседлоземледельческими и городскими центрами и кочевой знатью, желавшей сохранять кочевые традиции. Хан Кебек выстроил себе дворец недалеко от города Несефа, разделил страну на административные округа “тумены”, провел денежную реформу. Недовольные его политикой кочевые эмиры подняли мятеж, который был жестоко подавлен ханом.
Политику Кебека продолжил и его брат Тамаширин (1326-1334). Еще более склонный к оседлой жизни, он стал ревностным мусульманином и объявил ислам государственной религией. Кочевая знать Жетысу выступила против Тамаширина. Восстание закончилось смертью хана. В эти годы городская жизнь в Жетысу пришла в совершенный упадок, и кризис охватил почти все стороны хозяйственной жизни. Центральная власть практически отсутствовала и страну охватили междоусобные войны. Последний шагатаидский хан Казан пытался усмирить кочевую знать. Для этого он выстроил себе замок – дворец Зенджир-Сарай – оплот в борьбе с кочевниками. Однако все его попытки восстановить былую ханскую власть закончились неудачей, а сам он был убит в 1346 г. После смерти Казан хана государство шагатаидов распалось. В Мавераннахре вскоре образовалось множество мелких владений. Южный Казахстан вновь отошел к Улуг Улусу, а Жетысу официально отделился и на его территории возникло новое государство – Могулистан.
Население Жетысу в период господства шагаидов было мно-гоэтничным. Степную часть занимали кыпчакские племена дулатов, жалаиров, канглы, уйсуней, в горной жили тюркоязычные племена – предки кыргызов. Небольшую часть кочевого населения составляли монголоязычные племена, переселившиеся из Центральной Азии. Попав в Жетысу, они за короткое время полностью тюрки-зировались, часть их перемещалась дальше, в Мавераннахр. Все кочевые племена Жетысу XIII-XIV вв. оседлые соседи объединяли общим именем “Чете” – “разбойники”. В городах продолжало жить смешанное карлыкско-согдийское население.
В целом за время правления шагатаидов Жетысу превратился из оседло-городской области в чисто кочевой регион. Упадок городской жизни произошел не только из-за политической нестабильности, но и из-за климатических изменений. Постепенное наступление пустыни вело к сокращению посевов, запустению городов и селений Жетысу. Оставались заброшенными такие города, как Баласагун, Алмалык, Койлык, Алматы. Оседлая жизнь продолжала сохраняться лишь в междуречье Шу и Таласа.
Таким образом, мы видим, что XIII-XIV века вовсе не были веками упадка и кризиса. Непродолжительные монгольские завоевания создали условия для политического и экономического объединения, что привело к подъему экономики районов, вошедших в состав Монгольской империи.
Улуг Улус занимает особое место в истории Казахстана. Объединив кыпчакские племена, кочевавшие от Дуная до Ертиса, он превращается в первое централизованное древнеказахское государство, получившее в восточных источниках название Ак (Белой) Орды.
Читайте: |
---|
Мусулман-пери |
Легенды о Боровом |
Слово ОдиннадцатоеЧем промышляет, как живет народ? Есть два средства. Одно из них — воровство. Вор надеется разжиться краденым, бай думает умножить свои стада, вернув похищенное с лихвой, власть и... |