Путешествуя по стране:

Веселье является привычным спутником игр с миньоном, а

Миньонов сегодня можно увидеть не только не экране, но и поиграть с ними. Теперь такую возможность получил абсолютно каждый. Речь идет о совершенно но...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Быт, культура и хозяйство казахов

News image

Казахи издревле вели кочевой или полукочевой образ жизни. По бескрайним казахским степям они кочевали век...

+Далее...

Оседлая земледельческая культура Казахстана в V-XIII вв

News image

Южные районы Казахстана и Жетысу издавна были местом распространения оседло-земледельческой культуры. О разв...

+Далее...

Семья казахов: сплоченность и традиции

News image

Мнения относительно того, нужно ли чтить традиции, разделились. И, несмотря на то, что все окружающее пос...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...




Наурызбай батыр

История Казахстана - Выдающиеся имена Казахстана

наурызбай батыр

Как сообщается в энциклопедии «Наурызбай Кутпанбетулы (правильно Кутгымбетулы) (I706-I78I) - герой войны против джунгар. Происхождение - из рода Толемис племенного союза Шапрашты. Проживал в местечках Калпактас и Серикгас, ныне Джамбулского района Алматинской области, Один из трех (Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шапрашты Наурызбай) знаменосцев Абылай хана. Полководец - глава тумена, десятитысячного войска. Жизнь Наурызбая прошла в войнах с джунгарами. В битвах погибли его три брата - Кудайберген, Шолпан, Дуйсен. На всю казахскую степь были известны победы Наурызбая в 1729 году в поединках с Шамал ханом и Каскеленом. В I750-I752 годах он вместе с батырами Басентиин Малайсары, Кыстык Малаем в Шапрашты Каскары, одержал победу над джунгарами, отбросив их за Турфан (ныне в СУАР КНР) и освободил из плена множество казахов. В 50-х годах XX века насчитывалось до трехсот юрт (семей) потомков Наурызбая. Они проживали в Джамбулском, Каскеленском, Илийском и Енбекшиказахском районах Алматинской области.

В год нападения джунгар (1725) Наурызбаю было шестнадцать лет. Как всегда в годы военного лихолетья дети начинают быстро взрослеть, так и Наурызбай со своими братьями (их было пятеро), участвуя в походах, переселениях, неся все тяготы войны, стал за короткое время заметной личностью.

Приводя данные о происхождении Наурызбая, бек Казыбек пишет следующее: «В роду человеческом кроме Наурызбая в жизни не встречал такого рослого и крупного. Кто бы мог подумать, что этот мальчик станет такой значительной фигурой. В расцвете сил плечи Наурызбая были вровень с горбами верблюда. И рядом с верблюдом он казался так же высок, как и сам верблюд. Соответственно росту, он отличался и лицом и статью. Позже он стал известен в народе как бахадур. Да, облик батыра, его телосложение выгодно подчеркивались высоким ростом. Отец Наурызбая был состоятельным человеком. Заметив, что сын с детства отличается богатырским телосложением, специально растил двух пегих жеребят, вместо воды поил их коровьим молоком. На одном из этих пегих коней Наурызбай отравился на первый бой с джунгарами. «Встретив в бою чванливых калмыков, Наурызбай на пегом коне умножил славу свою и народа», - воспевал великий Бухар Жырау. Эти двое пегих боевых коня служили Наурызбаю восемнадцать лет. Весной 1729 года численность казахской армии составляла более тридцати тысяч человек. Два тумена возглавляли Каракерей Кабамбай и Канжыгалы Богенбай, а командование частью, выставленной Старшим Жузом, взяли в свое руки известные батыры Дулат Отеген и Шапрашты Казыбек. После битвы на местности Узунбулак, в горах Каратау, Отеген батыр пропал без вести, руководство войсками Старшего Жуза перешло к Казыбеку батыру, вплоть до его назначения в орду Жолбарыс хана.

Народ, постепенно сплачиваясь, стал ясно чувствовать свою изо дня в день увеличивающуюся мощь. В сорокачетырехдневной битве в Далатау участвовала двадцатидевятитысячная армия Старшего и Среднего Жузов, руководимая великими Толе бием и Казыбек бием, также батырами Канжыгалы Богенбаем и Шапрашты Казыбеком. Бой начался поединком, в котором участвовали 26 самых знаменитых казахских богатырей. Здесь Шапрашты Сатай-улы Болак батыр поразил насмерть джунгарского хана Анраха. Анрахайская битва кончилась победой казахов. Спустя некоторое время пришли тревожные вести о том, что джунгарский хан Шамал со своим главным военачальником Каскеленом, придя в себя после поражения, собирает войско около города Уш (Уш - Алматы), готовясь к новым сражениям. Шапрашты Казыбек батыр пришел к решению, что кто выйдет на поединок с Шамал ханом или Каскеленом, тот и возглавит войско Старшего Жуза. Шамал и Каскелен, не достигшие еще тридцатилетнего возраста, были люди большой физической силы. Поэтому выставить против двух таких джигитов в самом расцвете сил, способных «руками рвать железо», Казыбек батыра было нецелесообразно, так как ему перевалило за сорок и затяжной бой он мог не выдержать. Наиболее подходящим для этого был Болек батыр, но он в битве под Анрахаем получил ранение в левую руку. Молодые же богатыри Даулет, Каскары, Сенкибай, Шойбек, Тансык хожа, Мамбет хотя и могли сразиться, но не решались возглавить войско, стать полководцами. Тогда решили без участия в поединке назначить полководцем Казыбека. Но Казыбек сам выбрал Наурызбая, который до этого был соратником в тысяче у Каскары. Так Наурызбай был выбран полководцем и на следующее утро поставил свой шатер у нижней стороны горы Дегерес. Место, где стоял его шатер, с тех пор называется Басбатыр.

Казыбек батыр, осознавая, что Наурызбай недавно вступил в командование соединением, и не полностью овладел методами управления войском, постоянно находился около него. Наурызбая, рвавшегося на клич калмыка, он не пустил, а послал на поединок своего старшего сына Каскары Батыра. И хотя Каскары батыр тоже был рослый джигит, но по сравнению с Боралдаем он казался мельче. Оба воина, наставив копья, поскакали навстречу друг - другу. Казыбек батыр, повесив на шею четки, помолился духу предков. Когда послышался боевой клич Каскары «Бахтияр! Бахтияр!», у казахских воинов пробежала дрожь по спине». Ожесточенный поединок растянулся на «время, за которое можно подоить кобылицу».

Через некоторое время казахская сторона загудела: «Бахтияр! Бахтияр! заметив, что копье Каскары уперлось в грудь Боралдая к он сползает к крупу своего коня. Вдруг конь Боралдая выскочил из под него, оставив всадника, что привело калмыков в некоторое замешательство.

Тогда перед фронтом войск на монгольском темно - рыжем коне мелкой рысью выехал Каскелен. По традиции на поединке с ханом должен был сразиться хан, с главным воином - главный воин. Наурызбай, чье имя нигде не было известно, Каскелен не удостоил даже взглядом. Пока Наурызбай садился на своего пегого коня, Каскелен на темно-рыжей монгольской лошади дважды промчался вдоль фронта войск, что-то выкрикивая по-калмыцки. Казахи при виде Каскелена, который ещё вчера жил и рос среди них, а сегодня выступил против, воспылали гневом. Когда Наурызбай, выехал на пегом коне, остановился напротив врага, среди калмыков прошел гул, ибо увидели они, как Наурызбай велик. Его огромное тело говорило о его силе. Видимо, не выдержали нервы Каскелена. Он сорвался с места и нахлестывая своего темно - рыжего, помчался во весь опор.

- Все, конец калмыку! - сказал Казыбек батыр. - Ему конец. Он озлобился. Всевышний помогает нам.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Девятнадцатое

Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и...