Путешествуя по стране:

Достопримечательности Восточного Казахстана

News image

Гора Белуха Гора Белуха находится на Северо-Востоке региона, у ней белоснежная вершина и она является самой высокой горой в Сибири и на Алтае. Её...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Кочевой и оседлый образ жизни казахов

News image

Жизнь и быт казахов напрямую связаны с их кочевым и оседлым образом жизни. Однако мало, кто знает, что у ...

+Далее...

Материальная и духовная культура казахов

News image

Казахи - древний и самобытный народ, обладающий большим и разнообразным культурным наследием. Материальна...

+Далее...

Хозяйство кочевников Казахстана в V – начале XIII вв

News image

Типология кочевого хозяйства. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях – результат адаптации...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...




Биография Мухтара Ауэзова

История Казахстана - Выдающиеся имена Казахстана

биография мухтара ауэзова

Мухтар Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда (ныне Семипалатинская область). Умер 27 июня 1961 года в Москве. Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьёй выдающегося казахского поэта Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауэз был другом и почитателем творчества Абая. Отец Абая Кунанбай был зятем Ауэза, женившись на его сестре Нурганым. Абай приезжал к Ауэзу на празднества по поводу рождения его внука Мухтара.

Мухтар Ауэзов рано лишился родителей: отец Омархан умер в 1900 году, мать Нуржамал — в 1912. Маленький Мухтар воспитывается у дяди Касымбека, который в 1907 году после года учёбы в медресе устраивает мальчика в 5-классное городское русское училище в Семипалатинске на земскую стипендию Чингизской волости. В 1912—1913 учебном году Мухтар с отличием заканчивает первый класс учительской семинарии, а завершает обучение в Семипалатинской учительской семинарии в 1919 году. Молодой Ауэзов, по свидетельству педагогов, выделялся безупречным прилежанием, незаурядными дарованиями, благородной внешностью, изысканными манерами, стройной фигурой и какой-то аристократической величавостью. Незаурядный спортсмен играл за первую в городе футбольную команду «Ярыш».

В 1917 году в юрте жены Абая Айгерим в виде подарка по случаю выдачи замуж и проводов Акыш, внучки Абая, была поставлена первая написанная Мухтаром Ауэзовым пьеса «Енлик-Кебек». Первыми самодеятельными артистами-любителями были внуки Абая и близкие родственники автора пьесы.

Летом 1917 года по старинному обычаю и по воле близких родственников Мухтар женился на 15-летней красавице Райхан. В 1918 году у них родилась дочь Мугамиля (1918—2009), а через год сын Чокан, рано ушедший из жизни. В 1920 году их брак распался, при разводе Мухтар забрал себе дочь, о которой заботился всю жизнь.

Впоследствии Мухтар сдружился с сыном Абая Турагулом и женился на Камиле, внучке великого поэта, дочери его сына Магауи. Но и этот брак вскоре распался.

В 1918 году Мухтар Ауэзов и Жусупбек Аймауытов издают в Семипалатинске журнал «Абай», который после выхода двенадцатого номера был закрыт по идеологическим мотивам. С 1 декабря 1919 года в Семипалатинске окончательно установилась Советская власть. В 1919 году Мухтар Ауэзов вступает в партию большевиков и продвигается впоследствии по партийной линии до должности председателя Семипалатинского губисполкома и секретаря КазЦИКа в Оренбурге, одновременно пробуя силы в драматургии и журналистике.

Осенью 1922 года за «нарушение партдисциплины» и «проявления национализма» Ауэзов был исключен из партии большевиков, в которой состоял три с половиной года. Он оставляет свой крупный государственный пост в Оренбурге, тогда столице Киргизской Автономной ССР, и поступает вольнослушателем в Среднеазиатский Туркестанский университет в Ташкенте, сотрудничает в журнале «Шолпан».

Весной 1923 года Мухтар Ауэзов по предложению крупного этнографа, историка и фольклориста Абубакира Диваева, выпускника Оренбургского кадетского корпуса, принимает участие в научной комиссии в Чингизскую волость Каркаралинского уезда «для сбора и приемки сохранившихся рукописей переводов работ Дрейпера, Льюиса, Спенсера» и оригинальных трудов Абая — философских заметок и стихов. Спутниками Ауэзова были бывшие известные алашординцы Халел Досмухамедов и Магжан Жумабаев, впоследствии это сотрудничество послужило поводом для обвинения Ауэзова в причастности к «Алаш-Орде».

В октябре 1923 году поступает на филологическое отделение Ленинградского государственного университета. Там происходит знакомство Мухтара Ауэзова и Валентины Николаевны Кузьминой, его третьей супругой. Но после первого курса он возвращается в Казахстан. Осенью 1925 года снова едет в Ленинград и заканчивает университет в 1928 году. По окончании Ленинградского университета в августе 1928 года молодая семья переезжает в Ташкент, здесь он поступает в аспирантуру Среднеазиатского университета, одновременно преподает. В 1929 году родилась их дочь Лейла, впоследствии доктор исторических наук, директор Дома-Музея Мухтара Ауэзова.

В 1930 году Ауэзова арестовывают по обвинению в связи с организацией молодых казахских писателей «Алка» и он проводит 2,5 года в заключении. Жена с дочерью возвращаются в Ленинград.

Выйдя на свободу, Ауэзов преподает в вузах Алма-Аты, продолжает писать пьесы. Его друг и поэт Ильяс Джансугуров советует Ауэзову бросить политику и заняться исследованием творчества знаменитого родственника. И в 1933 году Ауэзов выпускает первое полное собрание стихов Абая «Абай Кунанбай-улы толык жинак» на латинском шрифте в Кзыл-Орде, готовит первое научное собрание произведений Абая, параллельно в Казахском музыкальном театре идут его пьесы. Семья воссоединяется и в 1935 году рождается сын Эрнар, будущий биолог. К первому пленуму Союза писателей Казахстана, состоявшемуся в мае 1937 года Ауэзов является самой яркой фигурой на литературном небосклоне Казахстана. Но и самой преследуемой, по старой памяти его труды запрещают местные органы НКВД, изымают из библиотек, самого увольняют с работы.

Он уезжает в Москву и много сотрудничает с писателем Леонидом Соболевым («Капитальный ремонт», «Морская душа»). Они пишут трагедию «Абай», научное исследование «Эпос и фольклор казахского народа», выпускают сборник «Песни казахского народа».

С началом войны Ауэзов возвращается в Казахстан, работает в Институте языка, литературы и истории КазФАН СССР. В 1942 году выпускает первую книгу романа «Абай». Тогда же живёт гражданским браком с Фатимой Габитовой, вдовой его расстрелянного НКВД в 1937 году друга Ильяса Джансугурова. В 1943 году у них рождается сын Мурат, впоследствии учёный-культуролог, учредитель Фонда Мухтара Ауэзова.

В 1945 году в год столетия Абая, Ауэзов написал либретто оперы «Абай», сценарий художественного кинофильма «Песни Абая», новый вариант биографии Абая и несколько статей о нём. В Москве выходит первая книга «Абай», его награждают орденом Трудового Красного Знамени. На следующий год он становится доктором филологических наук, профессором, академиком Академии наук Казахской ССР. В 1947 году опубликована вторая книга «Абай» на казахском языке, в 1948 году — обе книги на русском языке. В 1949 году роман удостаивается Сталинской премии первой степени, а автор ордена «Знак Почета».

В 1947 году выходит Постановление ЦК Компартии Казахстана «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы АН КазССР», писателя постоянно преследуют и не дают возможности спокойно работать. В 1952 году выходит в свет первая книга «Путь Абая» на казахском языке и в том же году на страницах «Правды» вновь выдвигается обвинение в недостатке гражданской бдительности у Ауэзова. Статью «Правды» от 30 января 1952 года на следующий день перепечатывает «Казахстанская правда». Профессора, академика М. О. Ауэзова увольняют за «буржуазно-националистические ошибки» из университета, выводят из коллектива авторов многотомной «Истории Казахской ССР». Он вновь вынужден, во избежание ареста, скрытно уехать в Москву и два года читает лекции по казахской литературе на кафедре литератур народов СССР МГУ.

В 1954 году в Москве он завершает тетралогию «Путь Абая», входит в состав редколлегий журналов «Иностранная литература» и «Дружба народов», выступает с докладом о творчестве Абая на торжественном собрании в Колонном зале Дома Союзов Москвы и триумфально возвращается в Алма-Ату, восстанавливаясь во всех должностях.

В 1955 году избирается депутатом Верховного Совета КазССР IV созыва и начинает совершать зарубежные поездки в составе литературных делегаций, одновременно работает над «Антологией казахской поэзии» и с переводчиками дилогии «Путь Абая».

28 сентября 1957 года — 60-летие М. О. Ауэзова. Награждён орденом Ленина, ему присуждено звание «Заслуженный деятель науки КазССР».

В Дни казахской декады в Москве 1958 года в центре внимания общественности были двухтомный роман-эпопея М.Ауэзова «Путь Абая», изданный на русском языке, солидная «Антология казахской поэзии» и мемуары Бауржана Момыш-улы «За нами Москва».

В 1959 году за дилогию «Путь Абая» М.Ауэзову присуждена Ленинская премия, он избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР V созыва.

С группой советских писателей в 1960 году посетил США. По возвращении работает над циклами очерков «Американские впечатления» и над новым романом «Племя младое».

Летом 1961 года едет в Москву на лечение. 27 июня 1961 года умирает во время операции.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Игровые автоматы системы вулкан

Слово назидания:

Слово Десятое

Люди молят Бога о ребенке. Зачем человеку ребенок? Говорят, надо наследника оставить, чтобы сын кормил родителей на старости лет, молился за них после их смерти. Только и всего?.