Путешествуя по стране:

Объекты Великого Шелкового пути

News image

Великий Шелковый Путь считается одним из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Сети караванных дорог в эпоху средневековья...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Искусство казахов и жизненный уклад

News image

Народное казахское искусство неразрывно связано с его жизненным укладом. Изделия прикладного искусства ук...

+Далее...

Письменная и устная литература Казахстана XIII - первой

News image

Расцвет письменной литературы. XIII-XIV вв. – время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. Этом...

+Далее...

Кочевой и оседлый образ жизни казахов

News image

Жизнь и быт казахов напрямую связаны с их кочевым и оседлым образом жизни. Однако мало, кто знает, что у ...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...

Главная История Казахстана Казахстан в древности Казахи на Урале от истоков и сегодня



Казахи на Урале от истоков и сегодня

История Казахстана - Казахстан в древности

Когда именно территория Южного Урала стала родиной для предков нынешних казахов сказать точно, практически невозможно. При проведении археологических раскопок недалеко у поселка Кичигино, расположенного в окрестностях Южноуральска, их участниками было обнаружено захоронение древнего воина. Обязанности руководителя экспедиции были возложены на доктора исторических наук, Александра Таирова. По всей видимости, захоронение было создано в IIV-IV веках до н.э., а погребен был там, знатный воин сакского происхождения. Все кочевники, и казахи на Урале в частности, назывались собирательным названием Саки. Они населяли среднеазиатские равнины, а особенно их северную часть, что соответствует современному Казахстану и Южному Уралу.

В свое время, территории Южной части Урала были северо-востоком государства, известного нам, как Золотая Орда. Довольно свежим историческим фактом было переименование реки Урал, прежде носившей название Яик (Жаик), российской императрицей Екатериной ІІ. Яику была отведена роль границы между Россией и ордой Киргиз-кайсака. Проведя невидимую линию, соединяющую Оренбург с Омском, мы попадем на ряд крепостей, защищавших население от кочевых набегов. Одно время крепостью считался и Челябинск.

По словам Гаяза Самигулова, на рубеже XVIII—XIX веков, российское пограничное население и казахи на Урале имели очень тесные контакты. Были нередкими и вооруженные столкновения между соседствующими этносами. Для торговли с казахским населением и множеством купцов, прибывавших из среднеазиатских государств и даже Ирана, в Троицке и Оренбурге были созданы, так называемые меновые дворы. Ассортимент казахских товаров был довольно широк. Здесь продавалось множество скота, и его производных, а именно кож, шерсти, войлока. Продавали казахи и произведения ремесленников. Особая же роль, была в свое время отведена Троицку. Указом Екатерины, было дано разрешение на постройку здесь в конце XVII века мечети. Мусульманским храмом пользовались не только местные казахи, но и приезжее азиатское население. А уже к XIX веку, город стал выполнять и образовательные функции. В мусульманских школах «мектебе», созданных под управлением мечетей, учились казахские дети. Через некоторое время, в городе открылось и заведение посолиднее, а именно известное медресе Расулия.

Изучая материалы переписи населения, проведенной в 1897 году, видно, что казахское население Оренбургской губернии насчитывало 3220 мужчину и 1751 женщину. На территории Троицкого уезда это соотношение составляло 1292 и 937, а в Челябинском уезде – 625 и 406 соответственно. Значительный рост казахского населения произошел в период 20-30 годов прошлого столетия. Кочевники бежали со своих исконных земель от коммунистических репрессий и голода. Проходившая повальная коллективизация не оставила в стороне и казахов. Их юрты ставились почти вплотную, а поголовье личного скота объединяли в огромные стада. В результате пастбища мгновенно уничтожались, что вызывало в дальнейшем голод среди населения. Последствием сталинской политики стала гибель 2-х миллионов казахов, из 6 существовавших. Полтора миллиона казахов спаслось бегством в соседние районы России, Китая, Монголии. Многие казахи на Урале были привлечены на Магнитогорскую стройку, где возводился металлургический комбинат. Даже сейчас среди магнитогорских горожан казахов довольно много.

Лавры нынешнего самого известного казаха принадлежат Каирбеку Сеилову, занимающего пост главы Нагайбакского района. Рамазан Тунгатаров успешно работает в рядах областной прокуратуры, Сакен Шерьязов преподает в странах ЧГАА. Руководящая роль в корреспондентском пункте магнитогорского «Челябинского рабочего» принадлежит Куралаю Анасову.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Восьмое

Станет ли кто прислушиваться к нашим советам или внимать наставлениям? Кто-то волостной, а кто-то бий. Имея намерения учиться уму-разуму, разве стали бы они избираться на такие д...