Путешествуя по стране:

Направления и трассы Великого Шелкового пути

News image

Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на восток, шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам (Сарь...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Казахская община в Москве: сохранение традиций и решени

News image

Казахи в Москве и разных уголках России начали появляться в девятнадцатом веке. Первые из них появлялись в Пет...

+Далее...

Каким было традиционное оружие казахов в истории?

News image

Почтительное отношение к оружию у казахов сложилось издавна. В этом нет ничего странного, ведь в условиях...

+Далее...

Национальный казахский костюм - отражение культуры и тр

News image

Национальная одежда казахов вобрала в себя лучшее от традиции, созданной на протяжении многих веков. Она ...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...




История Сайрама

Путешествие по стране - Древние города Казахстана

история сайрама

Село Сайрам одно из древнейших поселений на территории Южного Казахстана. Расположено на реке Сайрам-Су в 10 км восточнее г. Шымкента. В ?поху раннего средневековья (IX-XII века) на месте Сайрама находился город Испиджаб – центр одноименного округа, входившего в состав Мавераннахра. В его округ входил так же Чимкент. Первое упоминание о Испиджабе появляется в географическом труде китайского автора Сюань-Цзяня в 629 году. С XIII века город известен под названием Сайрам. Название Сайрам впервые встречается в описании путешествия китайского отшельника Чань-Чуня в ставку Чингиз-Хана в 1221 году. Сайрам – «Город на Белой реке». В русских исторических документах упоминание о Сайраме появляется в конце XVII века. Развитие и формирование Сайрама было обусловлено, не только выгодным ?кономико-географическим, но и политическим положением. На караванном пути из Шаша (Ташкента) в Чимкент, а так же форпостом распространения ислама в прилегающих степных районах.

Исторический центр Сайрама в современной планировочной структуре которго сохранились контуры древнего шахристана и крестообразная планировочная схема улиц, является памятником градостроительной культуры Средней Азии IX-XIX веков.

В Сайраме сохранились мавзолеи родителей Ходжи Ахмеда Ясави Ибрагима-ата и Карашаш-ана, подземные катакомбы под городом, сторожевая башня. Здесь, на вершине Мартобе, для того чтобы решать важные государственные дела, собирались бии Толе, Казыбек и Айтеке. История Сайрама требует тщательного исследования. К его памятникам древности нужно привлечь внимание общественности и продумать инфраструктуру туризма. Такое внимание к историческим реликвиям возродит патриотизм и духовность соотечественников, да и наша казна пополнится за счет развития международного туризма.

Древний Исфиджаб (нынешний Сайрам) был известен в античные времена как родина мудрецов и центр ремесел и торговли. Первые сведения о нем появились в летописи персов Авесте в VI веке до нашей эры. А уже в VII веке нашей эры многочисленные арабские и турецкие источники называют этот город крупным экономическим и политическим центром на Великом шелковом пути. Летописцы древности указывали на тот факт, что огромное пространство от Алатау, Казыгурта и Каратау до Тараза является сайрамскими владениями. Историки называли Сайрам родиной торговцев всех пяти континентов, в Х веке он стал известен как город ученых и философов. Этому способствовали труды ученых Ходжи Ахмеда Ясави, Козы Байзауи, Лутфуллы Сареми, Камалиддина Исфиджаби, Кутбиддина Ахмета Исфиджаби. История единения казахского народа вокруг ханов и батыров в годы Великого бедствия - Актабан шубырынды и в эпоху завоевательных войн кокандских ханов тоже связана с Сайрамом.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Шестнадцатое

Казах не беспокоится о том, угодны ли Богу его моления. Он делает только то, что делают другие — встает и падает, молясь. С Богом обходится примерно как с купцом, явившимся за до...