Путешествуя по стране:

Великий Шелковый путь на территории Казахстана

News image

Начало древних контактов и обменных связей народов восходит к III-II тыс. до н. э. Эти контакты были налажены в связи с разработкой месторождений ла...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Самобытные и неповторимые танцы казахов

News image

Многообразный музыкальный фольклор, сватовство и последующая за ним свадьба, танцы, игры и состязания, па...

+Далее...

Семья казахов: сплоченность и традиции

News image

Мнения относительно того, нужно ли чтить традиции, разделились. И, несмотря на то, что все окружающее пос...

+Далее...

Язык и письменность

News image

Изменение лингвистической карты Казахстана. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Каза...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...




История Мерке

Путешествие по стране - Древние города Казахстана

история мерке

Впервые о Мерке упоминали в своих сочинениях арабские географы в IX—X веках: «Мирки — город средней величины, укрепленный, имеет цитадель». А название свое он получил на языке фарси. Мирки означает «центр».

Многие исторические документы свидетельствуют, что с III века до нашей эры и до III века нашей эры в Восточном Казахстане и на территории Семиречья жили племена усуней, гуной, нанпоев. Об этом же свидетельствуют многие археологические находки. В «Истории Казахской ССР» говорится: «В V веке в Северной Монголии, в низовьях Аму-Дарьи обосновалась народность тиреков. Историки считают, что они подразделяются еще на племена бугу, байырку, толонгет, бекли, кыбыр, сыгыр, булак, карлуки, эдиз, таринах, торгаи, боргур и многие другие». Далее говорится: «...что тюркский каган Тумьунь неожиданно напал на эти племена и увел в плен более 6 Тысяч воинов тиреков». Тюркский каганат в то время был расположен на древней земле усуней, территория которого находилась от восточных предгорий Каратау до Джунгарии. Столица каганата город Суяб находился в ущелье Чу. Во многих исторических документах также упоминаются земли Мирки, где жили племена карлуков. «Карлуки-древние тюрки», — пишет Ибн Аль-Факих. В «Истории Казахской ССР» говорится что карлуки жили в восточной части Тараза. У них здесь были города Кулан, Мирки. Карлуки в основном принадлежали к европеидной расе. Масуди в своем труде «Мурудж-аз-захаб» из тюрков выделяет карлуков и пишет, что они были очень красивыми, высокими. Арабский путешественник Абу Дулаф, который прошел земли карлуков за 25 дней, пишет: «Они (девушки) очень красивы и все близлежащие племена, крали их». Кто поручится, что красавицы Тараза не принадлежали к племенам карлуков? А в специальном писании для государственных и финансовых руководителей, которое было написано в 945 году нашей эры и, которая находится в Багдаде во дворце Бувейхид, говорится: «От города Шаша до Гозгерда расстояние 7 фарсахов... от Тараза справа — горы, слева — теплые пески, где зимовье скота карлуков. За теми песками пустыня из песков и гальки, а в ней шакалы, она тянется до границы кимаков. В горах много плодов, клевера и горного лука. Всего от Тараза до Кулана по пустыне, также называющейся Кулан, 14 фарсахов. От Кулана до богатого селения Мирки — 4 фарсаха, от Мирки до Ас-пары по пустыне такой же, как Кулан — тоже 4 фарсаха. От Суяба до Верхнего Барсахана на границе с Кашгарией 15 дней пути ходом караванов по пастбищам и водоемам, а для почты тюрков путь трех дней». Здесь один фарсах равен 7 километрам. Читая эти строки, понятно, что по описанной территории проходил Великий Шелковый путь от берегов Тихого океана до Атлантического. Если раньше Ташкент назывался Шашом, Казыкурт — Гоз-гердом, Джамбул — Таразом, Сайрам — Испиджабом, Луговое — Кулан, то Мерке с 1043 года не изменил своего названия, И в исторических трудах 945 года говорится, что на территории .Мирки проживали карлуки. Кочевники-карлуки в основном занимались скотоводством. Истории известно и то время, когда эти племена начинали осваивать земледелие. Позже это стало одним из основных занятий карлуков. Далеко за примером ходить не надо. Нынешним летом археологи из Алма-Аты вели раскопки древнего города Кулан (Луговое), где было обнаружено немало орудий труда, инвентаря Х-ХI веков. Среди них есть рунная мельница и каменная терка дли зерен. О том, что жители Мирки занимались земледелием говорит и тот факт, что 9 мая 1987 года в районе Комсомольского озера на глубине б метпов, в грунте глубиной более метра были найдены зерна. В Мерке изготовляли изделия из металла, производили стекло, было развито слесарное и ювелирное мастерство. Например, в крепости Мирки обнаружены светильник и обломки посуды, свидетельствующие о высоком мастерстве древних изготовителей. Элементы украшения не вызывают сомнения, что древние мастера освоили все тонкости керамического искусства. Столицей у карлуков являлся город Баласагун, который находился в ущелье Чу. Автором таких афоризмов, как «Знание - неисчерпываемый клад», «Слово острее сабли», «Умный человек говорит мало», «Оценивая себя, выбирай друзей» , «Соизмеряя свои силы, поднимай тяжесть» , «Человека не старят два свойства, первое — хороший характер, второе — хорошее слово» и других, которые употребляются в современной казахской литературе, был акын Юсуф Баласагунский, который родился в 1015 году в Баласагуне. В 54-летнем возрасте за 18 месяцев, он написал на тюркском языке книгу «Знания, приносящие счастье». Значит карлуки, жившие в Мирки и недалеко от Баласагуна, знакомы с трудами этого мыслителя. Кто знает, может Мирки и Баласагун были центрами тогдашней культуры? Интересные сведения о жителях Мирки есть и в написанных на персидском языке трудах, где говорится, что «... эта местность находится в пути, где стоит древний город Тараз. Эта местность находится на расстоянии в три паджаг (примерно 15-16 км,) от крепости Аспара, местное население называет его Мирки. Город находится на холме возле небольшой речки, имеется мечеть, караван-сарай и хороший базар, там люди очень высокие и красивые. Караваны приходят в основном из Туркестана, Джаркенда и других городов Бухарского эмирата, город утопает в зелени».




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово шестое

Одна из казахских пословиц гласит: «Начало успеха — единство, основа достатка — жизнь». Но у каких людей бывает единство, и как они добиваются согласия между собой — казахи не...