Путешествуя по стране:

Фауна в заповеднике Устюртский

News image

Несмотря на суровые климатические условия животный мир заповедника удивительно богат и разнообразен. По данным различных авторов здесь обитает более...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Хозяйство кочевников Казахстана в V – начале XIII вв

News image

Типология кочевого хозяйства. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях – результат адаптации...

+Далее...

Оседлая земледельческая культура Казахстана в V-XIII вв

News image

Южные районы Казахстана и Жетысу издавна были местом распространения оседло-земледельческой культуры. О разв...

+Далее...

Кочевой и оседлый образ жизни казахов

News image

Жизнь и быт казахов напрямую связаны с их кочевым и оседлым образом жизни. Однако мало, кто знает, что у ...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...

Главная Древние города Казахстана Из истории древнего Испиджаба (или Исфиджаба)



Из истории древнего Испиджаба (или Исфиджаба)

Путешествие по стране - Древние города Казахстана

из истории древнего испиджаба (или исфиджаба)

В казахской степи сохранилось достаточно древних памятников, которые являются как бы знаками давно минувших эпох. Немало таких символичных носителей памяти и в наших краях. Время не стоит на месте, изменились люди, другим стало и отношение к духовной жизни и вере. А эти старинные мечети и медресе, выдержавшие на протяжении долгих веков испытание временем, сохранились до наших дней... Но теперь это не просто знаки прошлого - это историческое наследие, памятники зодчества, возведенные руками наших предков.

Тайны многих городов, переживших на своем веку периоды тяжких невзгод, войн и нашествий, сокрыты теперь в толще земли. Сайрам - одна из таких древних загадок... Как правило, исторические памятники, следы культуры и человеческой деятельности, относящиеся к наследию далеких эпох, чаще всего обнаруживаются вдоль русел крупных рек и на берегах больших озер. И это вполне объяснимо... Через Южный Казахстан несут свои воды Сырдарья, Арысь, Аксу и другие реки. Устремляя свой бег к Аралу, они текут через пустыни и полупустыни, вливаясь одна в другую и объединяя силы, словно передавая эстафету друг другу. Большинство исторических памятников, которые здесь, на юге, представляют собой своеобразный музей под открытым небом, также сосредоточены в основном в устьях и вдоль берегов водных артерий. Одним из них является город Сайрам, расположенный в междуречье Аксу и Сайрамсу. Местоположение Сайрама ученые связывают с древним городом Исфиджабом. Зарождение и становление Исфиджаба было вызвано отнюдь не только удобным экономическо-географическим положением. Находившийся на перекрестье караванных дорог, город стал ремесленно-торговым центром и опорной базой ислама, откуда новая мусульманская религия распространялась в степные районы округи. Если верить сведениям рукописных памятников, хранящихся в музее «Сайрам», в 766 году по нашему летосчислению такие исламские проповедники как Искак-баб, Абдижалель-баб, Абдирахим-баб во главе стотысячного отряда добровольных помощников распространили мусульманство в Сайраме, Сузаке, Таразе и других окрестных городах. По рукописным источникам Сайрам известен с начала VII века. Под этим именем округ упоминается во многих арабских, тюркских ц китайских источниках в качестве крупного политического, экономического и стратегического центра. В книге путешествий Сюан-Цзяна (629 г.) он назван как город у реки Сайрам-Ак. Древний Сайрам - единственный город на территории Южного Казахстана, чье имя донесла с VII века до наших дней священная книга зороастризма «Авеста»; «Сайрим ели» — «земля Сайрим», говорится в ней, и это упоминание показывает, из какой необозримой дали времен тянутся истоки нашей истории. Как Исфиджаб он известен по более поздним сообщениям Махмуда Кашгари, относящимся к XI веку. Вокруг Исфиджаба было сконцентрировано множество городов и более мелких поселений, об этом писал в X веке аль-Истархи: «Его сооружения возведены из глины, базары полны фруктов, на них много ремесленной продукции и других полезных вещей. В окрестностях много городов и селений». Источники называют в их числе Манкент, Джумишлагуд, Газгерт, Харлуг. Вместе с близлежащими городами и поселениями Исфиджаб-Сайрам был самым густонаселенным районом региона. Он пополнялся и рос за счет кочевых тюркских народов, переходивших к оседлому образу жизни. Это подтверждают и сообщения средневековых авторов. Например, Махмуд Кашгари, рассказывая о том, как переселившиеся сюда в VI-VIII вв. согдианцы постепенно растворились в тюрках, пишет: «Жители Баласагуна разговаривают по-согдиански и по-тюркски. И жители Тараза и Аккалы (Мединат Аль-Байда) говорят так же». В этот период среди населения городов исламская вера приобретает особо широкое распространение. Мечети становятся самыми значительными городскими сооружениями, умерших хоронят по мусульманским традициям, растет применение арабской графики письма.

В городах успешно развивается прикладное искусство. В IX-X вв. в Исфиджабе и других населенных пунктах, расположенных на территории сегодняшнего Южного Казахстана, городские умельцы научились делать поливную керамику. Бурное развитие получило искусство изготовления прикладных вещей из железа и меди, совершенствовалось мастерство ювелиров. Исфиджаб становится центром крупного земледельческого района. Горожане выращивают хлеб, овощи и фрукты. Держат крупный рогатый скот, занимаются овцеводством. Вплоть до XIII в., когда началось монгольское нашествие, Исфиджаб процветал. Хорезмшах Мухаммед велел сровнять с землей подвластные ему города Семиречья и Южного Казахстана, чтобы они не достались в руки врагу. Его современник Якут аль-Хамави ар-Руми, автор знаменитого географического словаря «Муджам-ал-Булдан», так описывает эти события: «Исфиджаб, Тараз, Сауран, Усбаникет и Фараб стали игрушкой судьбы... после чего в 616 году (1218-1219 гг.) были ввергнуты в пучину невиданной доселе катастрофы. То было нашествие татар, пришедших с китайской земли... Они уничтожили все, что осталось в этих городах. От прекрасных садов и изящных крепостных укреплений не осталось ничего, кроме разрушенных стен и едва заметных следов пребывания погибшего народа». Известно, что при штурме Сайрама монголы применили катапульту. Однако, несмотря на это сайрамские укрепления не подверглись столь значительным разрушениям, как это было в других осажденных городах. В 1221 году через Сайрам пролегал пеший путь монаха Чан-Чуня, который, увидев, в каком хорошем состоянии находится город, остановился в нем на несколько дней вместе со своими учениками. В обратном путешествии на родину в 1223 году Чан-Чунь снова посетил Сайрам и назвал его «Большим городом».

Для своего времени Сайрам был хорошо укреплен. Историк конца XV — XVI веков Нузбихан Исфагани, автор сочинения «Михман-наме-ий Бухара», писал: «Основная часть города окружена очень высокими стенами».

Кое-где остатки сложенных из камня стен сохранились вплоть до конца XIX - начала XX столетия. Собственно крепость располагалась с восточной стороны. Являясь на протяжении долгого времени крепостным форпостом, Сайрам сумел сохранить до наших дней средневековую планировку восточных городов. Если обратиться к сведениям рукописных источников X века, в древнем городе с четырех сторон находились ворота, расположенные друг против друга и соединенные между собой широкими, прямыми улицами. В X веке они назывались: Нуджакетские ворота, ворота Фар ханы, ворота Саианрасы и Бухарские. В начале XX столетия северные ворота Сайрама звались Бельдарбаза, с внешней стороны их защищали глинобитные минареты. Южные ворота называли Базарными, восточные - Карамуртинскими, западные - Шымкентскими. Как и в глубокой древности, а затем и в позднее средневековье, когда город играл ведущую роль в жизни тюркских народов, он и теперь является одним из политических, экономических и культурных очагов Южного Казахстана. Население Сайрама было разнородным. Среди жителей города встречались потомки древних тюрков и ирано-язычных народов, наряду с ними здесь осели бывшие кочевники, в среде которых формировались казахские племена и роды.

К XVII веку городская культура на территории современного Южного Казахстана постепенно пришла к упадок. В результат борьбы за сырдарьинские города и из-за междоусобных войн, которые вели в XV-XVI вв. враждующие феодальные правители Мавераннахра и Дешт-и-Кипчака, запустение коснулось и Сайрама.

В конце XIX столетия, в результате роста, город вышел за пределы крепостных стен. Хозяйственные постройки и помещения вблизи жилья, которые занимали довольно обширное место, были глинобитными либо строились из сырцовою кирпича. Для возведения же домов использовался обожженный кирпич и необработанный камень. Главные улицы города, пересекаясь в центре, соединялись у здания Пятничной мечети. Среди других городских сооружений мечеть особо выделялась изяществом своей архитектуры. Она была построена в конце XIX века и просуществовала до 1928 года. В контурах и облике Шахарстана - исторического центра Сайрама и сердца прежнего города - ясно угадываются следы схематично сохранившихся древних направлений главных городских улиц. Исторический центр Сайрама представляет собой памятник культуры городского строительства IХ-ХIХ столетий.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Седьмое

Ребенок рождается на свет, наследуя два начала. Первое из них требует еды, питья и сна. Это — потребность плоти, без этого тело не может служить пристанищем для души, не будет ра...