Путешествуя по стране:

Каялык

News image

Койлык — село в Саркандском районе Алматинской области. Расположено в северных предгорьях Джунгарского хребта, в 45 км к северо-востоку от Саркан...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Национальная одежда казахов у мужчин и женщин

News image

Национальная одежда казахов на казахском празднике – не редкость, так как этот народ по-настоящему чтит свои т...

+Далее...

Литература исламского периода

News image

Письменная литература в период распространения ислама развивалась преимущественно в городах. Однако литерату...

+Далее...

Интересные и уникальные традиции казахов

News image

Обычаи и традиции казахов - тема для множества книг. Яркие, интересные, полные танцев и безудержного веселья –...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...

Главная Население Казахстана Казахи - кочевники в освоении новых пастбищ для животноводства



Казахи - кочевники в освоении новых пастбищ для животноводства

Культура и традиции - Население Казахстана

Зарождение кочевого, полукочевого, оседлого типов хозяйства на территории современного Казахстана относится еще до н.э. Этому способствовали разные климатические условия, темпы развития, но в основе всех хозяйств находились казахи кочевники. Поскольку очень часто скотоводы степей с земледельцами соседних оазисов имели одно этническое происхождение. Кочевники-скотоводы со своими сородичами в долинах Келеса, Таласа, Арыси, Чирчика, на берегах Сырдарьи, бассейне рек Джетысу, поддерживали регулярные, прочные экономические связи, что подтверждают данные раскопок на Отраре, других средневековых поселениях.

Большое значение в упрочении связей играл обмен. Оседлые жители получали баранов, верблюдов, лошадей, меха, шерсть, кожи, шкуры. Кочевники нуждались в хлебе, тканях, посуде, оружии. Кроме этого, в истории содержится немало примеров взаимопомощи, когда совместными усилиями казахи отражали натиски среднеазиатских племен, правителей, стремившихся овладеть туркестанскими городами – Сыгнаком, Саураном, Йасы, Отраром, Сузаком, Сайрамом. Для казахских ханов кочевых узбеков, в экономическом отношении, как область развитого земледелия, зимних пастбищ, ремесел, торговли, в военно-стратегическом плане этот район представлял большую важность. Но только к концу XVI местность среднего течения Сырдарьи окончательно входит в Казахское ханство.

Опираясь на силу своих соплеменников, казахские ханы извлекали немалую пользу из этого региона, в остальных районах казахи продолжали разводить много лошадей, овец, верблюдов. Сдерживающим фактором выступало наличие столько необходимого для скота подножного корма, поэтому перемена пастбищ происходила постоянно. Казахи кочевники, у которых были крупные стада, вынуждены были кочевать на дальние расстояния, относительно малоскотные степняки чаще обходились одно, двух, трехдневными переходами, то есть ближними кочевьями.

Поскольку жизнь степняков во многом зависела от благополучия скота, то важное значение в их жизни занимали сезонные пастбища, природные условия. Северные лесостепные, юго-восточные горные территории, на которых было достаточно влаги, осадков использовались под летние пастбища. Восточные, центральные районы под зимние. А призимовочные территории под весенние/осенние пастбища. Сезонные пастбища, за исключением зимних, хотя и распределялись традиционно между родами, но были общего пользования. Преобладал так называемый «меридиональный», «вертикальный», «призимовочный» тип кочевья, но он во многом определялся расположением водных источников.

Сильные изменения в укладе казахов кочевников произошли по мере изъятия у казахов лучших земель администрацией царизма начатой в конце XIX в. Размеры летних пастбищ постепенно уменьшались, но традиционные пути кочеваний сохранились.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Шестнадцатое

Казах не беспокоится о том, угодны ли Богу его моления. Он делает только то, что делают другие — встает и падает, молясь. С Богом обходится примерно как с купцом, явившимся за до...