СарытогайКрупное поселение Сары-Тогай на реке Чарын. Оно возникло, возможно, в конце 1 тысячелетия до н.э. и существовало еще в начале первой трети новой эры |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Язык и письменность Казахстана XIII - первой половины XXIII-XIV вв.- время дальнейшего развития казахского языка и приближения литературных языков к народному. Мон... +Далее... |
Семья казахов: сплоченность и традицииМнения относительно того, нужно ли чтить традиции, разделились. И, несмотря на то, что все окружающее пос... +Далее... |
КультураКазахи - чрезвычайно гостеприимные люди. Если Вы приедете в гости к казахской семье, причем совершенно неожи... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Культура и традиции - Население Казахстана
Зарождение кочевого, полукочевого, оседлого типов хозяйства на территории современного Казахстана относится еще до н.э. Этому способствовали разные климатические условия, темпы развития, но в основе всех хозяйств находились казахи кочевники. Поскольку очень часто скотоводы степей с земледельцами соседних оазисов имели одно этническое происхождение. Кочевники-скотоводы со своими сородичами в долинах Келеса, Таласа, Арыси, Чирчика, на берегах Сырдарьи, бассейне рек Джетысу, поддерживали регулярные, прочные экономические связи, что подтверждают данные раскопок на Отраре, других средневековых поселениях.
Большое значение в упрочении связей играл обмен. Оседлые жители получали баранов, верблюдов, лошадей, меха, шерсть, кожи, шкуры. Кочевники нуждались в хлебе, тканях, посуде, оружии. Кроме этого, в истории содержится немало примеров взаимопомощи, когда совместными усилиями казахи отражали натиски среднеазиатских племен, правителей, стремившихся овладеть туркестанскими городами – Сыгнаком, Саураном, Йасы, Отраром, Сузаком, Сайрамом. Для казахских ханов кочевых узбеков, в экономическом отношении, как область развитого земледелия, зимних пастбищ, ремесел, торговли, в военно-стратегическом плане этот район представлял большую важность. Но только к концу XVI местность среднего течения Сырдарьи окончательно входит в Казахское ханство.
Опираясь на силу своих соплеменников, казахские ханы извлекали немалую пользу из этого региона, в остальных районах казахи продолжали разводить много лошадей, овец, верблюдов. Сдерживающим фактором выступало наличие столько необходимого для скота подножного корма, поэтому перемена пастбищ происходила постоянно. Казахи кочевники, у которых были крупные стада, вынуждены были кочевать на дальние расстояния, относительно малоскотные степняки чаще обходились одно, двух, трехдневными переходами, то есть ближними кочевьями.
Поскольку жизнь степняков во многом зависела от благополучия скота, то важное значение в их жизни занимали сезонные пастбища, природные условия. Северные лесостепные, юго-восточные горные территории, на которых было достаточно влаги, осадков использовались под летние пастбища. Восточные, центральные районы под зимние. А призимовочные территории под весенние/осенние пастбища. Сезонные пастбища, за исключением зимних, хотя и распределялись традиционно между родами, но были общего пользования. Преобладал так называемый «меридиональный», «вертикальный», «призимовочный» тип кочевья, но он во многом определялся расположением водных источников.
Сильные изменения в укладе казахов кочевников произошли по мере изъятия у казахов лучших земель администрацией царизма начатой в конце XIX в. Размеры летних пастбищ постепенно уменьшались, но традиционные пути кочеваний сохранились.
Легенды о Караман-ата |
Мифические образы казахов |
Слово ДевятоеЯ сам казах. Люблю я казахов или не люблю? Когда б любил, одобрил бы их нравы, нашел бы в их поведении какую-нибудь малость, что принесла бы мне радость или утешение, позволила б... |