Путешествуя по стране:

Города и поселения в VI - первой половине IX века

News image

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Одни...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Казахский национальный костюм

News image

В каждой области Казахстана есть свои особенности национальной одежды. Но это проявляется лишь в некоторых э...

+Далее...

Самобытные и неповторимые танцы казахов

News image

Многообразный музыкальный фольклор, сватовство и последующая за ним свадьба, танцы, игры и состязания, па...

+Далее...

Семья казахов: сплоченность и традиции

News image

Мнения относительно того, нужно ли чтить традиции, разделились. И, несмотря на то, что все окружающее пос...

+Далее...

Карта Казахстана:

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...

Главная Казахстан сегодня Русские в Казахстане Плюнуть на всё и уехать в Россию!? Процессы «украинизации», «латинизации» в Казахстане



Плюнуть на всё и уехать в Россию!? Процессы «украинизации», «латинизации» в Казахстане

Казахстан сегодня - Русские в Казахстане

плюнуть на всё и уехать в россию!? процессы «украинизации», «латинизации» в казахстане

Обращает на себя внимание, что в республиках СНГ процессы, связанные с политикой в сфере межнациональных отношений, имеют общую идеологию. Если сказать коротко, то суть её заключается в целенаправленном вытеснении русского языка из всех областей государственной и общественной жизни.

В своих обращениях руководство движения «Лад» неоднократно указывало на грубые нарушения языкового законодательства в ряде городских и областных государственных учреждений, но получало формальные отписки.

Всем известно, как это, к примеру, происходило до недавнего времени на Украине. Там политика дерусификации проводилась системно: русский язык последовательно изгонялся из официального употребления. В частности, единственным языком судопроизводства на Украине стала «державна мова», была запрещена демонстрации фильмов на русском языке. И, наконец, чтобы поставить жирную точку на «великом и могучем», «оранжевыми» властями в 2005 г. был подготовлен законопроект о поэтапном переводе украинской письменности на латиницу.

Похожие процессы происходят и в Казахстане. Причём, русский язык прописан в Конституции РК в качестве почти что официального - т. е. в органах власти употребляемого наравне с государственным казахским языком. Но это обстоятельство не мешает казахским чиновникам, следуя по стопам «реформатора» Ющенко, готовить замену кириллицы на латиницу и перенимать опыт украинских коллег в части методологии избавления от русского языкового и культурного «колониального» наследия.

Агентство Интерфакс-Казахстан сообщает: «Н. Назарбаев напомнил, что, согласно Основному закону, государственным языком в республике является казахский, русский же язык – официальным, который применяется в госорганах наравне с госязыком и используется в многонациональной республике как язык межнационального общения.

При этом глава государства привел норму Конституции, согласно которой в Казахстане запрещается дискриминация кого-либо по признаку национальности, культуры и языка».

Об всём этом президент Назарбаев говорил на недавней встрече с руководителями ряда ведущих телевизионных каналов республики. Казалось бы, вполне внятная позиция, учитывающая права казахстанских нацменьшинств и конституционный статус русского языка.

Но … но на практике происходит иное: под предлогом внедрения в делопроизводство казахского языка, русский язык вообще выдавливается из официального документооборота. Русское и русскоговорящее население ставят перед фактом того, что «русской альтернативы» казахскому языку нет.

И вот вам наглядный пример тому. На фотографии объявление, вывешенное в учительской средней школы №17 г. Кокшетау, административного центра столичной Акмолинской области. Как видите, текст этого объявления вступает в вопиющее противоречие с вышеприведёнными словами президента.

Ещё раз напомним, что в Конституции РК (ст. 7, п. 2) говорится: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык». А также (ст.14, п. 2): «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии…».

Статья 5. (Употребление русского языка) Закона «О языках в Республике Казахстан» прямо и недвусмысленно гласит:

«В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Согласно Постановлению Конституционного Совета РК от 8 мая 1997 года № 10/2: «Данная конституционная норма понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств».

И здесь сам собой напрашивается вывод: либо президент страны не осведомлён о реальном положении дел в сфере функционирования русского и казахского языков, либо казахские чиновники игнорируют основы Конституции, положения Закона о языках и указания президента страны.

Как нам представляется, первое маловероятно, а второе, по известным всем причинам, практически невозможно.

Что собственно и подтверждается полугодовой бесплодной перепиской движения «Лад» в Казахстане с госорганами и властями г. Кокшетау Акмолинской области. В своих обращениях руководство движения «Лад» неоднократно указывало на грубые нарушения языкового законодательства в ряде городских и областных государственных учреждений, но получало формальные отписки.

Речь, в частности, шла о визуальной информации в государственных департаментах и организациях, лекарственных аннотациях и медицинских документах, исполненных только на казахском языке, а также о жалобах граждан, столкнувшихся с различными фактами дискриминации по языковому признаку.

Если обобщить ответы чиновников, то они сводились к следующему: нам такие факты неизвестны, а если таковые имеются, то дайте нам документальные свидетельства и назовите имена жалобщиков. Естественно, зная о возможных последствиях для граждан «некоренной национальности» (есть такой печальный опыт) - пока ещё работающих и служащих в государственных структурах (и преимущественно в казахской среде) - такую информацию о них в «Ладе» никто не даст. Известны случаи, когда на людей, обратившихся за помощью в «Лад», оказывалось мощное психологическое и административное давление с целью представить их противниками казахской государственности, кляузниками и нарушителями закона.

Понятно, что общественные организации не «федеральное бюро расследований» – их задача подавать сигналы об известных им нарушениях прав граждан, а дело властей реагировать или не реагировать. В нашем случае отсутствие должной реакции со стороны уполномоченных органов свидетельствует лишь о том, что речь идёт о «двойных стандартах» в области проведения языковой политики, где русским интересам противостоит этнокорпоративная солидарность казахской бюрократии.

Зато реакции русского населения на создание такого межнационального фона нам хорошо известна: часть людей сидит на чемоданах, а часть дорабатывает до пенсии и отправляет своих детей и внуков в Россию, поскольку ни хорошее образование, ни служебная карьера большинству из них явно не грозят.

Видя, как с помощью административного ресурса, в стране сужается правовое, и языковое пространство русского языка, люди уходят во внутреннюю социокультурную «эмиграцию»: это ваша, казахская власть и делайте, что хотите – но только без меня. И если уж совсем плохо станет, то есть возможность плюнуть на всё и уехать в Россию

В письме руководства движения «Лад», направленном акиму Акмолинской области Сергею Дьяченко и связанным с практикой административного вытеснения русского языка из официального употребления, говорится:

«Создаётся устойчивое впечатление, что наши обращения по фактам нарушения языковых прав граждан просто игнорируются заинтересованными ведомствами. Такая «круговая порука» ведёт к тому, доверие к власти среди русских граждан республики утрачивается и вместе с тем идёт рост миграционных настроений. […] Исходя из вышеизложенного, мы считаем необходимым выйти за рамки традиционных административных процедур во взаимоотношениях с местными властями, апеллировать к Президенту РК и международным организациям. Разумеется, о фактах дискриминации и нарушения прав русского и славянского населения мы будем информировать и российские власти».

Не добавляет оптимизма русским гражданам и внутриполитическая ситуация в стране. Агрессивная риторика казахских национал-патриотов, антироссийские выпады прозападной оппозиции, постепенное сползание страны к этноцентризму создают в русском сообществе Казахстана вполне понятные опасения и тревоги. А киргизские погромы, накладываясь на сегодняшние казахстанские реалии и общность центральноазиатских институциональных проблем, только усиливают эти настроения.

Как пишет известный казахстанский политолог Ерлан Карин: «…бедность, трайбализм, тотальная коррумпированность, постоянная борьба за власть внутри киргизcкой элиты, способствовала постепенному ослаблению и разрушению основных политических институтов. Именно это и является главной причиной как прошлой, так и нынешней революции».

У русских говорят, от добра добра не ищут. На Украине новые власти это вовремя поняли и, думается, сделали единственно правильный выбор в пользу общего геополитического и цивилизационного пространства. В привязке с Россией и русскими. А вот куда теперь двинутся казахи? По пути дальнейшего заимствования украинского (грузинского, молдавского, киргизского) «революционного» опыта или всемерного использования совместного культурноисторического багажа вековых российско-казахстанских связей?

Источник:

Пётр Кузьменко - заместитель председателя движения «Лад» в Казахстане

www.russians.kz




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Девятое

Я сам казах. Люблю я казахов или не люблю? Когда б любил, одобрил бы их нравы, нашел бы в их поведении какую-нибудь малость, что принесла бы мне радость или утешение, позволила б...