Путешествуя по стране:

В случае проблемной кожи лица, наличии целлюлита или пр

Женщины часто сталкиваются с проблемой лишних килограммов. Наверняка, все желающие сбросить вес успели перепробовать не один десяток методов. Это и ра...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Культура

News image

Казахи - чрезвычайно гостеприимные люди. Если Вы приедете в гости к казахской семье, причем совершенно неожи...

+Далее...

Чем характеризуется традиционная культура казахов?

News image

Традиционная культура казахов отличается своим истинным своеобразием, особым философским осмыслением суще...

+Далее...

Религиозные представления Казахстана в V-XII вв

News image

Тенгрианство. Многими средневековыми и современным авторами отмечено существование у тюркоязычных народов св...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...

Главная История Казахстана Казахстан в XIXв Начало русского образования в Казахстане



Начало русского образования в Казахстане

История Казахстана - Казахстан в XIXв

начало русского образования в казахстане

Культура Казахстана начала XIX в. характеризовалась началом проникновения русской культуры и в первую очередь русского образования, школ с обучением на русском языке. Организация школ была вызвана, с одной стороны, стремлением к грамотности, местного русского населения, с другой, необходимостью царскому правительству готовить людей для своего административного аппарата в Казахстане.

Уже в конце XVIII в. началась организация “гарнизонных школ” в прилинейных районах. В 1789 г. в Омске открылась “азиатская школа”, готовившая переводчиков и писарей для местной администрации, в 1813 г. – военное училище, преобразованное в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус. В 1825 г. в Оренбурге было создано военное училище, также преобразованное в 1844 г. в Оренбургский кадетский корпус.

Во всех этих школах, кроме русских, обучались и дети казахской знати. Как отмечалось в указах, школы должны были “способствовать сближению азиатов с русскими, внушать первым любовь и доверие к русскому правительству и доставлять краю просвещенных деятелей”.

Царское правительство ставило перед этими школами русификаторские цели – подготовку кадров для своего колониального аппарата.

Учебный план школ был довольно обширным. На “азиатском отделении” Оренбургского кадетского корпуса, например, преподавались, кроме военных дисциплин, русский язык, история, география, математика, минералогия, зоология, ботаника, лесоводство и несколько восточных языков.

В 1841 г. была организована школа в Ханской ставке, в которую также принимали главным образом детей казахской знати. В 1850г. в Оренбургской пограничной комиссии открылась школа, которая, как говорилось в ее уставе, готовила “способных людей к занятию по пограничному управлению мест письмоводителей при султанах-правителях и дистаночных начальниках в Орде, а также к исправлению и других должностей, на которые исключительно назначаются киргизы”. Школа была семилетней. В программе ее предусматривалось изучение русского и татарского языков, география, арифметика, мусульманское вероученье, составление деловых бумаг на русском и татарском языках.

Все эти учебные заведения, несмотря на колонизаторские цели, которые ставились перед ними царской администрацией, и очень небольшой контингент учащихся – детей русских чиновников и казахской аристократической верхушки, все же способствовали распространению русской грамотности в крае.

Ш.Ш.Уалиханов. В середине XIX в. заметную роль в культурной жизни Казахстана и России начинает играть зарождающаяся национальная интеллигенция, получившая образование в русских учебных заведениях. Одним из выдающихся представителей национальной интеллигенции является Ш. Ш. Уалиханов.

Шокан (Мухаммед-Ханафия) родился в ноябре 1835 г. в местечке Кунтимес, на территории современного Сарыкольского района Костанайской области, в семье старшего султана Аман-Карагайского окружного приказа майора Шингиза Уалиева.

В 1847 г. 12-летний Шокан был определен на учебу в Омский кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим учебным заведением Сибири, где в совершенстве овладел русским языком, получил обширные знания. По окончании кадетского корпуса в 1853 г. он был назначен на службу при генерал-губернаторе Западной Сибири Г. Гасфорте. На формирование мировоззрения и взглядов Шокана Уалиханова оказали глубокое воздействие специфические условия предреформенной России, стоявшей накануне отмены крепостного права.

В 1854-1857 гг. Ш. Уалиханов принимает активное участие в экспедициях по Южному Казахстану и Киргизии. В 1855 г. путешествует по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю, изучает развалины древних городов, наскальные рисунки, каменные изваяния, записывает предания, песни и сказки казахского народа. В 1856-1857 гг. Уалиханов участвует в военно-научных экспедициях по Кыргызстану, где впервые записал поэму “Манас”.

Дальнейшей направленности научной деятельности Ш.Уа-лиханова способствовало знакомство с П. Семеновым-Тянь-Шанским, выразившим восхищение ученым-казахом. В 1857 г. по рекомендации П. Семенова-Тянь-Шанского Ш. Уалиханов был избран в члены Русского Географического общества.

Расцвет научной и просветительской деятельности Ш. Уалиханова относится к концу 50-х-началу б0-х годов XIX столетия. В 1858-1859 гг. он совершил свое самое увлекательное и опасное путешествие в Восточный Туркестан.

В конце 1859 г. Ш. Уалиханов приехал в Петербург, где ученые встретили его как отважного путешественника и исследователя. По поручению военно-ученого комитета Генерального * штаба он составил карты Средней и Центральной Азии, под его редакцией были подготовлены “Карта пространства между озером Балхаш и хребтом Алатау”. “Карта к отчету о результатах экспедиции к озеру Иссык-Куль”, “Карта Западного края Китайской империи” и другие. Он составил материалы по географии и этнографии Казахстана и Средней Азии, выступил с докладами в Императорском географическом обществе.

Весной 1864 г. Ш. Уалиханов принял участие в походе на Ташкент под предводительством генерала Черняева, но вскоре, недовольный его действиями, оставил отряд и вернулся в Алтын-Эмель в аул султана Тезека, где женился на его сестре Айсаре.

Русские и западно-европейские востоковеды высоко оценили подвиг казахского ученого. Его работы после возвращения на Родину были переведены на немецкий, английский, французский языки. Неоспоримым свидетельством заслуг Уалиханова стало избрание в возрасте двадцати одного года членом Русского географического общества. Ш. Уалиханов скончался в апреле 1865 г. в урочище Коген Теген, недалеко от подножия Алтын-Эмельского хребта.

М. С. Бабаджанов. В конце XIX в. в Оренбургском крае жил и работал казахский этнограф Ходжа Мухаммед-Салык Бабаджанов (1834-1893 гг.), уроженец Внутренней Орды. Окончив Оренбургский кадетский корпус в 1861 г. служил в Пограничной комиссии и вышел в отставку в 1862 г. Большой знаток истории и этнографии казахского народа, он постоянно следил за историко-этно-графической литературой по казахской тематике. С 1860 г. он начал публиковать свои труды на страницах таких газет и журналов как “Северная пчела” (Петербург), “Санкт-Петербургские ведомости”, “Волга”, “Деятельность”, “Охота”, “Записи РГО”, “Туркменская Туземная газета” и т.д. М.С. Бабаджанов в конце 50-х годов стал регулярно направлять в адрес РГО свои статьи, заметки, археологические и этнографические предметы. В 1861 г. Совет общества по представлению Отделения этнографии избрал его своим членом-сотрудником, а через год наградил серебрянной медалью. Бабаджанов был первым казахом, получившим официальную награду за научные труды.

Первые казахские интеллигенты, получившие европейское образование, были выходцами из султановской верхушки, перешедшей на службу царизму. Они были горячими сторонниками русского просвещения и культуры, сближения казахского и русского народов, считали свой народ невежественным и отсталым




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Одиннадцатое

Чем промышляет, как живет народ? Есть два средства. Одно из них — воровство. Вор надеется разжиться краденым, бай думает умножить свои стада, вернув похищенное с лихвой, власть и...