Путешествуя по стране:

Понятие интерьерной фотографии

News image

Интерьерная фотография - разновидность архитектурной фотографии, а также съёмка помещений, различной мебели. Такая фотография, как правило, приме...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Литература исламского периода

News image

Письменная литература в период распространения ислама развивалась преимущественно в городах. Однако литерату...

+Далее...

Казахская община в Москве: сохранение традиций и решени

News image

Казахи в Москве и разных уголках России начали появляться в девятнадцатом веке. Первые из них появлялись в Пет...

+Далее...

Казахский национальный костюм

News image

В каждой области Казахстана есть свои особенности национальной одежды. Но это проявляется лишь в некоторых э...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...

Главная История Казахстана Казахстан в древности Государство кереитов и найманов



Государство кереитов и найманов

История Казахстана - Казахстан в древности

государство кереитов и найманов

Ранняя история наиманов и кереитов. Найманы и кереиты впервые появились на исторической арене около середины ХIIв. Найманы были известны тогда под названием “сегиз огуз”, т.е. союз восьми племен, и находились под властью Уйгурского каганата. После 840 года начинается процесс складывания конфедерации кочевников Центральной Азии, известных в источниках под собирательным названием “цзубу” – кочевники. Северными цзубу называли кереитов, а западными – наиманов. Примерно в это время найманами правили полулегендарные Наркыш-Таян и Эниат хан. Правитель всех цзубу носил титул “далай хан”. В конце IX-начале Х века обострились отношения кочевников с киданьской империей Ляо, центр которого находился в Северном Китае. Ожесточенные столкновения и гибель в 984 г. далай-хана привели к поражению цзубу. Правители кочевников, ища способы укрепления своей власти, обращаются к одной из мировых религий – христианству в его несторианской форме. Около 1007 или 1008 года хан кереитов направляет посольство мервскому митрополиту и вместе со своим народом принимает христианство, приняв имя Маргуз (т.е. Маркус – Марк). Вместе с кереитами христианами становятся найманы, онгуты, часть монгольских племен. Усилившееся и объединившееся государство цзубу стало серьезным противником Ляо. Кида-ни были вынуждены признать хана Уба (Увар) царем всех кочевников. В 1069 году цзубу нанесли поражение войскам Ляо, однако в конце XI в. степное государство вновь ослабело. Очередная война была развязана в 1092 г. и в ее итоге хан Маргуз II был захвачен в плен и казнен. Кереиты и найманы были включены в состав империи Ляо.

В 1125 г. государство киданей распалось, и кереиты вновь получили независимость. Возглавили их правители с титулом “буюрук хан”, первый из которых, Маргуз Буюрук хан был одновременно и ханом монголов. Найманы основали собственное государство в 1143 г., правителем их стал Инанч-Бильге-Буку хан. К югу от кереитов и наиманов, на границе с Китаем образовалось владение белых татар, большую часть которых составляли тюркоязычные онгуты.

Государство кереитов. В 50-х годах XII, в. обострились отношения кереитов с Китаем. Маргуз хан, возглавивший борьбу кочевников против захватчиков, был схвачен в плен и казнен. После его смерти ханство возглавил Хурджакус (Грегориус) Буюрук хан. Его брат с титулом “гурхан” правил монголами. В 1171 г. престол занял сын Хурджакуса – Тогрул хан. Начало его правления ознаменовалось ожесточенной борьбой за власть между Тогрулом и его дядей – гурханом. Только при поддержке монгольских вождей хану удалось одержать победу и изгнать гурхана, однако после этого власть кереитов над монголами значительно ослабла.

В начале 80-х годов Тогрул начинает поддерживать монгольского князя Темучина, пытаясь через него укрепить свое влияние среди монголов. В 1183 г. кереиты и монголы в союзе с Китаем нанесли поражение татарам, за что Тогрулу был пожалован китайский титул “ван”, т.е. “царь”, что было официальным признанием суверенных прав Тогрула в Центральной Азии. С этого момента Тогрула называют также Ванханом. В 90-х годах власть хана опять ослабла. В 1196 г. ему пришлось оставить орду и бежать в Тангут. При помощи наиманов престол занял его младший брат Ерке-Кара, однако его правление было недолгим. В 1198 г. Тогрул вернулся и вновь стал правителем кереитско-монгольской конфедерации.

Конец ХII-начало XIII в. ознаменовались ослаблением кереитского ханства и усилением монголов. В 1203 г. между бывшими союзниками разгорелась война, завершившаяся поражением кереитов. Ван хан и его сын Сангум погибли, часть кереитов во главе с полководцем Кайранбаем бежала на северо-запад, в среднее течение Ертиса. Большая часть кереитов вошла в состав монгольского государства.

Государство наиманов. После образования государства кара-киданей найманы входили в его состав, но после смерти основателя Западного Ляо Елюй Даши получили независимость, провозгласив своим правителем Инанч-Бильге-Буку хана. Государство наиманов занимало земли к западу от кереитов, в Западной Монголии и Восточном Казахстане. С самого начала своего существования оно заняло враждебную к кереитам позицию, оспаривая у них власть над кочевниками Центральной Азии. Несколько раз Инанч хану удавалось посадить на престол в кереитском государстве своих ставленников, однако после его смерти, в конце ХII-начале XIII века само найманское ханство распалось на две части, которые возглавили два сына Инанча: Таян хан и Буюрук хан. Раскол ослабил найманов, и в 1201 году оба владения потерпели поражение от кереитско-монгольского союза. В 1204 году монголы разгромили Таян хана, а в 1206 – Буюрук хана. Сын Таяна Кушлук хан, собрав остатки найманских войск, укрылся в государстве кара-киданей.

Государственный строй. Государства кереитов и найманов были очень схожи по своему политическому устройству. Во главе государства стоял хан, передававший свою власть по наследству. Функции управления концентрировались в орде - ставке хана и осуществлялись служилой знатью – черби. Существовало делопроизводство, официальные бумаги скреплялись ханской печатью. Все население государства делилось по военно-административному принципу на тысячи, сотни и десятки. В то же время источники говорят о племенах, входивших в состав кереитского и найманского государств. Так, по Рашид-ад-Дину, в состав кереитов входили сахияты, дубоуты, албаты, карныны, влиятельной группой были канглы. Среди найманов часто упоминается влиятельное племя битикин, а также кыпчаки и канглы.

Итак, кереиты и найманы сыграли заметную роль в этногенетических процессах X-XIII вв. в Казахстане. Именно в этот период они вошли в состав казахского народа.

Таким образом, мы проследили развитие исторического процесса на обширных территориях Сарыарки и Западного Казахстана, регионов, ставших колыбелью казахского народа. Узнали, что степные государства (Кимакский каганат, огузское и кангаро-печенеж-ское объединение) жили бурной политической жизнью и участвовали наравне с крупнейшими странами того времени в событиях, имевших мировое значение.

Но особое место в истории Казахстана занимает кыпчакское государство. Кыпчаки, непосредственные предки казахов, смогли создать на огромной территории от Дуная до Иртыша несколько крупных государственных образований и активно влиять на политическую жизнь не только сопредельных стран (Византия, Хорезм, Русь, Закавказье, Булгар), но и отдаленных (Египет, Индия), где долгое время правили кыпчакские династии.

В целом период V-XIII вв. имеет огромное значение для истории казахского народа. Протоказахские и другие тюркские племена впервые выходят на историческую арену под собственными именами, идет активный процесс образования современных языков и этносов. Часть населения Казахстана принимает мировые религиозные системы, христианство, буддизм и в первую очередь ислам. Впервые тюркский язык перелагается на арабскую графику, и появляются крупные литературные произведения на языках народов Казахстана. В этот период были заложены те основы, которые определяли всю последующую историю нашей республики.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Девятнадцатое

Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и...