Алтын-Эмель![]() На западных отрогах хребта Джунгарский Алатау расположен Национальный Парк Алтын-Эмель, крупнейший заповедник Казахстана. Площадь в 460 000 гектаров... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Удивительная и прекрасная духовная культура казахов![]() «Народная мудрость» — именно так дословно переводится слово «фольклор». Ведь действительно, фольклор — эт... +Далее... |
Кочевой и оседлый образ жизни казахов![]() Жизнь и быт казахов напрямую связаны с их кочевым и оседлым образом жизни. Однако мало, кто знает, что у ... +Далее... |
Казахский национальный костюм![]() В каждой области Казахстана есть свои особенности национальной одежды. Но это проявляется лишь в некоторых э... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави![]() Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха Ибрагима![]() В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аны![]() Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Путешествие по стране - Древние города Казахстана
В советские времена, а точнее, с 1925 по 1927 годы, в Кзыл-Орде находилась первая столица Казахской ССР. Честолюбивые кызылординцы не преминут назвать Чирик-Рабат - древнюю столицу саков, Жанкент - центр огузских племён. Особо в этом ряду стоит Сыганак.
Как свидетельствуют исторические факты, именно этому городу, развалины которого находятся на юге Кызылординской области, суждено было стать кипчакской столицей (XII-XIV веков), ставкой Ак-Орды (XIV-XV веков) и центром казахского ханства (XVI-XVII веков).
Самые ранние упоминания о Сыганаке содержатся в записях арабского географа Л. Махсиди, жившего в Х веке. Согласно его свидетельствам, это был цветущий город на перекрёстке оживлённых караванных дорог.
Кроме разнообразных ремесленных промыслов жители Сыганака и окрестностей занимались земледелием, охотой и рыболовством. Проблем с водой не было. Город получал воду из крупного по тем временам магистрального канала Тюмень - Арык длиной больше 20 км. Часть земель орошалась водами горных речек Мынбулак, Чулак, Арпеншанды, Кызылтам. Земледельцы сумели зарегулировать их и создать сеть оросительных каналов.
Несколько позднее историк XVI века Фазаллах ибн Рузбихан писал: «Высокие крепости наподобие высочайших замков так возвышаются на берегах каналов, выведенных из реки Сейхуна, будто бы рассказывают об отраде рая, по которому текут реки». По описанию арабского историка Джувейни, жители Сыганака и окрестных племён ещё в XII веке не знали ислама и, будучи язычниками, упорно сопротивлялись притязаниям караханидской династии.
Это подчёркивает и известный востоковед Василий Бартольд: «Сыганак представляет особенный интерес в том отношении, что здесь ещё в XII веке был центр немусульманского владения. Жившие здесь кипчаки приняли ислам только после подчинения власти хорезмшаха, тогда как правители расположенного ниже по течению реки Дженда давно были мусульманами. Граница между владениями этих кипчаков и их мусульманских соседей на юге и на севере не определяется».
Расцвет экономики и культуры города пришёлся на канун татаро-монгольского нашествия. Сыганак пал в 1219 году. Его постигла та же участь, что и Отрар и другие среднеазиатские города. Историки полагают, что из всех городов на Сырдарье больше всего пострадал Сыганак. За убийство монгольского посла в нём были перебиты все жители.
Между тем, по меткому замечанию академика Бартольда, именно этому городу была суждена особенно продолжительная жизнь. Уже с 1328 года «потомки того же царевича Джучи, которым было истреблено население Сыганака, чеканили в том городе монету». На этот период приходится становление Ак-Орды - первого крупного государственного образования на местной этнической основе на территории Казахстана. Она была населена тюркоязычными племенами.
Читайте: |
---|
![]() Легенды о Боровом |
![]() Легенды о Караман-ата |
Слово ВосемнадцатоеЧеловек должен одеваться скромно, содержать одежду в чистоте, быть опрятным. Тратить на одежду больше, чем позволяют средства, обременять себя излишней заботой о внешности, могут... |