Путешествуя по стране:

Мавзолей Салык Ходжи

News image

На восток от Сайрама, у дороги, ведущей к аулу Карамурт, возвышается мавзолей Салык Ходжи. Мазар построен в стиле средневековых сооружений, двухуров...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Национальная одежда казахов у женщин и мужчин

News image

Национальная одежда казахов на казахском языке звучит довольно разнообразно. А все потому, что и сама оде...

+Далее...

Древняя казахская культура сохранялась и обогащалась на

News image

Древняя культура и цивилизация казахов является предметом изучения многих ученых. Казахская культура является ...

+Далее...

Письменная и устная литература Казахстана XIII - первой

News image

Расцвет письменной литературы. XIII-XIV вв. – время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. Этом...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...

Главная Традиции Казахстана Культурные традиции, которые пронесли сквозь время предки казахов



Культурные традиции, которые пронесли сквозь время предки казахов

Культура и традиции - Традиции Казахстана

Кыпчак (?ыпша?) – казахский род, представленный в составе Среднего Жуза, наряду с другими племенами, одни из предков казахов. Впервые это слово, в форме Кыбшак, было найдено упомянутым на Селингинском камне, который специалисты датируют VII-м веком нашей эры. Написано оно было бывшими тогда в употреблении тюркскими рунами.

В эти века Кыпчаки образуют с Кимаками сильный союз в виде племенной степной конфедерации. К X веку кипчаки покидают этот союз, и начинают свое движение на запад. По пути они теснят заселивших территории Запада Казахстана и Приуралья, Печенегов и Огузов. К XI веку Кыпчаки подчиняют земли от Дуная до Иртыша, что названы теперь Дешт-и-Кипчак, а сами Кыпчаки приобретают имена Куманов и Половцев. По всей территории кочевья Кыпчаки оставляли за собой памятники своей материальной культуры. Каменные балбалы - изваяния батыров с саблями и пиалами – воинов-героев Кыпчакских родов. Культ предков у казахов и кыпчаков имеет серьезные сходства.

С XI века начинается беспрерывная вражда западных Кыпчаков с русскими княжествами, Венгрией и Византией. На востоке же, протекает вражда Кыпчаков с империей Хорезмшахов. Об этих событиях сказано в книге Абулгазы Бахадур хана – «Родословная тюрков». Согласно ей, мальчика Кыпчака воспитал Огуз-хан, и когда тот вырос, отправил его с войском к берегам Дона и Этиля (Волги). Потомки Кыпчака в течение четырех столетий властвовали в землях Дона, Этиля и Яика над племенами мадьяров, урусов, аглаков, башкурдов. Потому эта территория и страны, вместе с территорией западного Казахстана, долгое время носили имя Дешт-и-Кипчак.

В XIII веке наступающие войска Чингисхана разрушили господство Кыпчаков. Субедей и Джебе разбили Кыпчакские войска в 1222 г. на территории к северу от Кавказских гор. В следующем же году монголы продолжили свой победный путь, разбив объединенные силы южнорусских князей и Кыпчаков. Затем монгольские силы остановили свое продвижение, и ушли обратно на восток, в степь. В 1237 г. Батый разбил разрозненные силы Кыпчаков, покорив южнорусские территории. Кыпчакские люди разделились, часть из них перешла под власть монголов, другая же откочевала на территорию Венгрии.

Пленные Кыпчаки были обращены в рабство и проданы венецианскими купцами в Египет. Из числа пленных Кыпчаков, которых становилось все больше, египетские султаны стали пополнять особые отряды воинов мамелюков. В 1259 г. произошел бунт мамелюков, в результате которого те убили египетского султана, посадив на его места кыпчака Ибака. Вместе с тем, подчиненные монголам Кыпчаки, быстро ассимилировали монгольских пришельцев, передав тем свой язык.

В XIV веке большинство Кыпчаков вошло в состав формирующихся тогда народов: казахов, татар, башкир, карачаевцев, кумыков и др., в образе отдельного рода, зовущегося Кыпшак. Этот род стал в следующем веке главной опорой хана Абулхайира, правителя кочевых узбеков, происходящего из рода Шайбан. Позже часть Кыпчакского рода, присоединяется к казахам, недовольным политикой Шайбани, другая же следует за последним на территорию современного Узбекистана.

Кыпчаки участвуют в общественной и политической жизни Казахского ханства, наравне с другими, населяющими его народами, являясь, таким образом, важной частью истории казахов и их предков. Война с джунгарами порождает таких великих батыров Кыпчаков, как: Тлеили, Толе и Имана – верного соратника хана Кенесары. Знаменитое восстание в Тургае 1916 г. поднимает внук Имана – Амангельды Иманов.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Одиннадцатое

Чем промышляет, как живет народ? Есть два средства. Одно из них — воровство. Вор надеется разжиться краденым, бай думает умножить свои стада, вернув похищенное с лихвой, власть и...