История связи, радио и телевиденияРазвитие связи в наших краях можно начать с того, что в 1860 году в укреплении Верное было открыто первое почтовое отделение. В 1872 году была пр... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Казахский национальный костюмВ каждой области Казахстана есть свои особенности национальной одежды. Но это проявляется лишь в некоторых э... +Далее... |
Наука и религиозные представления Казахстана XIII - перРазвитие науки. Кроме художественной литературы в Казахстане в ХIII-начале XV вв. продолжает развиваться и н... +Далее... |
Культура Казахстана в 18 векеКультура казахов в 18 веке претерпела ряд значительных изменений, так как на смену традициям и национальн... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Культура и традиции - Религия Казахстана
Следующий, третий этап развития буддизма в Казахстане связан с приходом сюда джунгар, и их стремлением закрепиться на землях Казахстана.
Калмыки строили в Казахстане храмы и монастыри. Это монастырь Аблайкит (Аблайкент) вблизи Усть-Каменогорска в предгорьях Калбинского хребта в Восточном Казахстане и Кызылкент в Кентских горах недалеко от Каркаралинска.
Аблайкит был, по свидетельству А. И. Левшина, буддийским монастырем. Его постройка относится к 1654—1656 гг., а разрушен он был в 1670 г. Территория, занятая монастырем, имела размеры около версты в длину и полверсты в ширину. Она была обнесена сложенной из камня стеной. Внутри был храм, в котором ещё в начале XVIII в. сохранялись скульптуры и живописные изображения. Рукописи, которые были там найдены, в 1720 г. были отправлены в Санкт-Петербург.
Строились буддийские монастыри и в Семиречье. Так, на карте Джунгарии, составленной в 1716—1733 гг., нанесено 58 буддистских храмов и монастырей. Основа этой карты была выполнена в конце XVII — начале XVIII вв. иезуитами, служащими при дворе цинского императора Канси, и затем дополнена шведом Ренатом, находившимся в калмыкском плену.
С буддизмом связаны также наскальные изображения Будды и тибетские надписи. Одно из наиболее известных изображений находится на правом берегу р. Или в Капчагайском ущелье и называется Тамгалы-Тас. Это место маркирует переправу через р. Или на Великом Шелковом пути. На скалах высечено три изображения. Первое, левое, является образом Будды Шакьямуни в период достижения нирваны или просветления под «древом мудрости». Среднее изображение показывает Будду, сострадания Авалакитешвару. Правое изображение — это Манла Будда (Будда Медицины). В Тибете он известен как «король бериллового света». Кроме изображений Будды на камнях высечены изображения буддийских мантр, главным образом «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ», на тибетском языке, языке пали, монгольском и маньчжурском.
Мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ представляет собой шесть мистических слогов тибетского буддизма. Литературно это означает: Ом — сокровище в лотосе; ХУМ — приветствие сокровищу в лотосе. Мантра адресована бодхисаттве Падмапани, другое выражение — Авалакитешваре, сидящему в цветке лотоса. В этой мистической формулировке заключается суть всего счастья, процветания, знаний и великого смысла освобождения. На тибетском языке это самая широко известная мистическая формулировка. Описание и повторение этих шести слов может пресечь зло, обеспечить долголетие и достигнуть временного благословения. Простое произнесение этой мантры может остановить цикл нового перерождения в шести мирах, таких как Ом — боги, МА — демоны, НИ — люди, ПАД — животные, МЕ — голодные духи и ХУМ — житель ада. Формулировка из шести слов возникла в XIII в.
В коллекции музея Института археологии имеется кайрак из окрестностей села Сумбе, что находится в 20 км севернее Кегеня в Алматинской области, с тибетской надписью «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ».
Как известно, после разгрома в 1758 г. Джунгарского ханства Цинской империей китайцы завоевали Восточный Туркестан и заняли часть территории Старшего и Среднего жузов, в том числе и Жетысу. Часть калмыков китайцы использовали для охраны своих западных окраин. Им и принадлежали буддийские храмы и монастыри.
В 1863 г. вспыхнуло антикитайское восстание дунган, которое проходило под религиозным лозунгом борьбы за ислам.
Вскоре восстание перекинулось в Джунгарию. Активное участие в нём приняли уйгуры Кульджинского края. В 1864 г. восстанием был охвачен весь Восточный Туркестан, были истреблены цинские гарнизоны, их крепости и поселения уничтожены, а вместе с ними разрушены буддийские храмы и монастыри.
Этот год стал верхней датой существования буддизма в Семиречье и Восточном Туркестане.
Одним из таких разрушенных монастырей был монастырь Сумбе. О нём в 1854 г. писал Ч. Ч. Валиханов.
Остатки этого монастыря были обнаружены на правом берегу р. Сумбе, у подножия гор Шаартас Алматинской области, в 320 км восточнее г. Алматы. До раскопок это был прямоугольный в плане бугор высотой до 1 м. Вход внутрь прослеживается в середине юго-восточной стены. Шурфы, заложенные на территории бугра, показали, что памятник однослойный с толщиной культурного слоя до 0,5 м. При раскопках обнаружена черепица от кровли с концами, оформленными изображениями пионов, хризантем, лотосов, бабочек, голов фантастических чудовищ «таобе», драконов. Прямые аналогии этой черепице прослеживаются в материалах буддийских кумирен из Кульджи, вывезенных в свое время генералом Г. А. Колпаковским и попавших в Музей искусств Узбекистана.
Вот что пишет генерал-губернатор Семиречья Г. А. Колпаковский генерал-губернатору Западной Сибири: «Киргизы, сторонники дунган, совершенно ограбили калмыков, отняли у них весь скот и многих людей увели в плен, от буддийского монастыря Сумбе оставлены одни развалины и человек 30 избитых калмыков, истекающих кровью и умирающих голодной смертью».
Читайте: |
---|
Легенда о возникновении озера Балхаш |
Мусулман-пери |
Слово ДвадцатоеВсе мы знаем — ничто не властно над судьбой. Человеку свойственно чувство пресыщения, оно не возникает по желанию, а определяется судьбой. Изведав однажды пресыщение, уже не о... |