Нет способа строить проще, чем с «ТРАНСИНЖБУД»Даже небольшое строительство, как правило, требует достаточно серьезных объемов строительных материалов. Существенным минусом в работе является исключ... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Городская культура Казахстана в V – начале XIII вв![]() Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь по... +Далее... |
Самобытные и неповторимые танцы казахов![]() Многообразный музыкальный фольклор, сватовство и последующая за ним свадьба, танцы, игры и состязания, па... +Далее... |
Религиозные представления Казахстана в V-XII вв![]() Тенгрианство. Многими средневековыми и современным авторами отмечено существование у тюркоязычных народов св... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави![]() Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха Ибрагима![]() В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аны![]() Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Из-за того, что чай появился в бытовой культуре казахов сравнительно поздно, его употреблению не придавалось никакого магического значения, как, например, традиционным блюдам из мяса (курдючное сало с печенью скрепляло сватовство, большая берцовая кость символизировала усыновление, грудинка – жениховство). Не входил чай и в традиционные формулы благопожелания и проклятия, как молоко или масло. Если с чаем и связаны какие-то обряды, то у каждой семьи свои, подчеркивающие любовь к этому напитку и его особую ценностью для казахов.
Отсутствие жесткого ритуала при чаепитии позволило чаю занять в казахской бытовой культуре собственное, только ему присущее, место. Чаепитие для казахов – это возможность «хорошо посидеть», душевно поговорить. Если мясная трапеза сопряжена с обязательным соблюдением обряда и вызывает поэтому некоторое напряжение у гостей и хозяев, то за чаем можно расслабиться, чай предполагает, в первую очередь, неформальное общение.
Чаепития и устраиваются часто для того, чтобы пообщаться. Заходят ли друзья, знакомые, приезжают ли гости, прежде всего их приглашают к чаю: «Садитесь, чай попьем, поговорим». Человека, с которым хочется о чем-то побеседовать, специально приглашают на чай: «Приходи чай попить», что означает: приходи – посидим, поговорим. За чаем, когда собираются близкие родственники или знакомые, сидят очень долго; над теми, кто пьет 2–3 чашки, подшучивают: «Разве так пьют чай?!». Разговоры за чаем обычно легкие, веселые, эмоциональные. Может быть, поэтому, по наблюдениям наших собеседников, чаепития особенно любят женщины, мужчины меньше сидят за чаем. Об очень серьезных делах за чаем не говорят. Например, за чаепитием не принято говорить о цели приезда. Мы не раз в экспедициях испытывали это на себе. Так, Алмаш Ишматова из Оренбургской области встретила нас словами: «Сейчас чай, потом записывать будем. Край никуда не денется, край останется краем».
Казахи не одиноки в мире в своей любви к чаю. Пожалуй, сегодня не найти народа, которому бы не был знаком этот напиток. И везде складываются свои способы заваривания чая и ритуалов чаепития.
![]() Легенды о Боровом |
![]() Шайтаны озера Бирказан |
Слово ДевятнадцатоеДитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и... |