Мавзолей БалегерданаОдин из древних памятников Сайрама - мавзолей Балегердана. Это сооружение посвящено Абд аль Азиз-бабу и воздвигнуто в XVв. Постройка треугольная, сл... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Литература исламского периодаПисьменная литература в период распространения ислама развивалась преимущественно в городах. Однако литерату... +Далее... |
Материальная культура Казахстана XIII - первой половиныСреди монгольской аристократии вскоре после прихода к власти четко наметились две тенденции по отношению к о... +Далее... |
Доисламская культура и устное творчествоУстное творчество. В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традици... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Из-за того, что чай появился в бытовой культуре казахов сравнительно поздно, его употреблению не придавалось никакого магического значения, как, например, традиционным блюдам из мяса (курдючное сало с печенью скрепляло сватовство, большая берцовая кость символизировала усыновление, грудинка – жениховство). Не входил чай и в традиционные формулы благопожелания и проклятия, как молоко или масло. Если с чаем и связаны какие-то обряды, то у каждой семьи свои, подчеркивающие любовь к этому напитку и его особую ценностью для казахов.
Отсутствие жесткого ритуала при чаепитии позволило чаю занять в казахской бытовой культуре собственное, только ему присущее, место. Чаепитие для казахов – это возможность «хорошо посидеть», душевно поговорить. Если мясная трапеза сопряжена с обязательным соблюдением обряда и вызывает поэтому некоторое напряжение у гостей и хозяев, то за чаем можно расслабиться, чай предполагает, в первую очередь, неформальное общение.
Чаепития и устраиваются часто для того, чтобы пообщаться. Заходят ли друзья, знакомые, приезжают ли гости, прежде всего их приглашают к чаю: «Садитесь, чай попьем, поговорим». Человека, с которым хочется о чем-то побеседовать, специально приглашают на чай: «Приходи чай попить», что означает: приходи – посидим, поговорим. За чаем, когда собираются близкие родственники или знакомые, сидят очень долго; над теми, кто пьет 2–3 чашки, подшучивают: «Разве так пьют чай?!». Разговоры за чаем обычно легкие, веселые, эмоциональные. Может быть, поэтому, по наблюдениям наших собеседников, чаепития особенно любят женщины, мужчины меньше сидят за чаем. Об очень серьезных делах за чаем не говорят. Например, за чаепитием не принято говорить о цели приезда. Мы не раз в экспедициях испытывали это на себе. Так, Алмаш Ишматова из Оренбургской области встретила нас словами: «Сейчас чай, потом записывать будем. Край никуда не денется, край останется краем».
Казахи не одиноки в мире в своей любви к чаю. Пожалуй, сегодня не найти народа, которому бы не был знаком этот напиток. И везде складываются свои способы заваривания чая и ритуалов чаепития.
Мусулман-пери |
Легенда о возникновении озера Балхаш |
Слово шестоеОдна из казахских пословиц гласит: «Начало успеха — единство, основа достатка — жизнь». Но у каких людей бывает единство, и как они добиваются согласия между собой — казахи не... |