Путешествуя по стране:

Климат в заповеднике Маркакольский

News image

Климат резко континентальный, с суровой многоснежной зимой и теплым умеренно-влажным летом. Район Маркаколя - самое холодное место Казахстана и Алта...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Многогранная культура казахов во всей красе

News image

Традиционная культура казахов насчитывает богатое наследие фольклорных песен, танцев, игр, состязаний, культур...

+Далее...

Письменная и устная литература Казахстана XIII - первой

News image

Расцвет письменной литературы. XIII-XIV вв. – время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. Этом...

+Далее...

Удивительная и прекрасная духовная культура казахов

News image

«Народная мудрость» — именно так дословно переводится слово «фольклор». Ведь действительно, фольклор — эт...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...

Главная Чай Чайные пути



Чайные пути

Культура и традиции - Чай

чайные пути

В распространении чая на землях к западу от Китая ключевую роль сыграли калмыки (джунгары). Калмыки регулярно воевали с городами Средней Азии, иногда оседали в них, входили в военную элиту при правителях. Там они оказали влияние на городское население, пристрастив его к чаю, что подтверждает первоначальное распространение особого вида чая – «шир-чой» (чай с молоком). Отчасти такую же роль калмыки сыграли и в распространении чая у казахов восточных районов степей. Традиции чаепития в северных районах степи сложились под сильным влиянием татар – основных партнеров казахов в торговых делах. Главным же торговым пунктом на «чайном пути» была Кяхта, которая до 1860-х годов оставалась практически единственным поставщиком чая в Россию.

Помимо Ирбитской ярмарки, еще одним центром торговли чаем была Нижегородская ярмарка – продажа первого цыбика (тюка чая в 40-80 фунтов) считалется началом ее работы.

С «замирением» степи к началу XIX века число караванных путей, по которым везли чай, увеличилось. Активно начал функционировать караванный путь по такому маршруту: Кульджа – Чугучак – Кокбектов – Семипалатинск – Омск – Тары – Тобольск – Ирбит; усилилась роль караванных путей из Хивы и Бухары через западные районы на Оренбургскую и Сибирскую пограничные линии. Обычным товаром казахов был скот (лошади для военных нужд русских и китайцев), различные меха, кожи сайгаков, соль, армячина, которые менялись на изделия из железа (ножи, топоры, казаны), муку и сукно. Этот набор товаров сохранялся неизменным во всех пунктах торговли и обмена очень долго. Однако к середине XIX века казахи стали торговать и чаем. С середины 1860-х годов чай стал продаваться уже во многих городах России и прочно входит в повседневный обиход у всего русского населения.

Говоря о контактах с русскими, важно не забывать, что русские переселенцы не были одинаковыми. Переселявшиеся в восточные районы Казахстана и Алтая старообрядцы чай не пили по религиозным соображениям. А вот казаки Прииртышья, Оренбуржья и Урала активно пили чай. Активные торговые и соседские отношения между казахами и казаками приводили нередко к дружбе, выражавшейся через институт «тамырства» типа кавказского «куначества». Такие отношения немало способствовали заимствованиям друг у друга: «Киргиз (казах – авт.), посещая такого тамыра, видит только превосходство его культуры. Пробуя его кушанья, он желает иметь у себя такие же, мечтает о самоваре и погребце». А в казачьей среде под воздействием казахов вошло в моду чаепитие за низкими круглыми столиками, причем пили казаки чай с молоком. Таким образом, это было не одностороннее, а взаимное влияние двух культур.

Чай занял свое место в культуре питания казахов не в одночасье. До середины XIX века чай пили в основном только зажиточные казахи. Вторая половина XIX века – это время, когда чай начинают пить во всех слоях казахского общества, и он постепенно становится любимым напитком: «В отношении чая киргизы весьма сходны с нашими приказчиками и даже самим купечеством старого покроя: они также почитают чай напитком равно приятным и среди жестокого мороза и в удушливый зной» – писал в середине века наблюдатель, посетивший казахский той, устроенный зажиточным казахом Букеевской орды. В пограничных с Китаем районах чай в 1870-е гг. употреблялся всеми казахами: «Кирпичный чай во всеобщем употреблении; у богатых самовары, у бедных медные и чугунные чайники, или просто варят в казанах. Богатые пьют и байховый чай». Этнографу А.Н. Харузину, путешествовавшему в конце 1880-х годов по Букеевской степи, предлагали чаю в каждой встреченной на пути юрте – без чаю нельзя было отпустить гостя. Привычка каждый день пить крепкий чай в больших количествах привела к стойкой зависимости от этого напитка. Сегодня старшее поколение казахов не может обойтись без чая. Некоторые женщины, не выпив чая, не могут приступить к домашним делам.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Шестнадцатое

Казах не беспокоится о том, угодны ли Богу его моления. Он делает только то, что делают другие — встает и падает, молясь. С Богом обходится примерно как с купцом, явившимся за до...