Диспетчер грузоперевозокСегодня многие крупные компании обладают диспетчерским сайтом, с его помощью есть возможность максимально быстро и легко найти автомобиль, чтобы доста... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Кочевой и оседлый образ жизни казаховЖизнь и быт казахов напрямую связаны с их кочевым и оседлым образом жизни. Однако мало, кто знает, что у ... +Далее... |
Казахский национальный костюмВ каждой области Казахстана есть свои особенности национальной одежды. Но это проявляется лишь в некоторых э... +Далее... |
Удивительная и прекрасная духовная культура казахов«Народная мудрость» — именно так дословно переводится слово «фольклор». Ведь действительно, фольклор — эт... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
В распространении чая на землях к западу от Китая ключевую роль сыграли калмыки (джунгары). Калмыки регулярно воевали с городами Средней Азии, иногда оседали в них, входили в военную элиту при правителях. Там они оказали влияние на городское население, пристрастив его к чаю, что подтверждает первоначальное распространение особого вида чая – «шир-чой» (чай с молоком). Отчасти такую же роль калмыки сыграли и в распространении чая у казахов восточных районов степей. Традиции чаепития в северных районах степи сложились под сильным влиянием татар – основных партнеров казахов в торговых делах. Главным же торговым пунктом на «чайном пути» была Кяхта, которая до 1860-х годов оставалась практически единственным поставщиком чая в Россию.
Помимо Ирбитской ярмарки, еще одним центром торговли чаем была Нижегородская ярмарка – продажа первого цыбика (тюка чая в 40-80 фунтов) считалется началом ее работы.
С «замирением» степи к началу XIX века число караванных путей, по которым везли чай, увеличилось. Активно начал функционировать караванный путь по такому маршруту: Кульджа – Чугучак – Кокбектов – Семипалатинск – Омск – Тары – Тобольск – Ирбит; усилилась роль караванных путей из Хивы и Бухары через западные районы на Оренбургскую и Сибирскую пограничные линии. Обычным товаром казахов был скот (лошади для военных нужд русских и китайцев), различные меха, кожи сайгаков, соль, армячина, которые менялись на изделия из железа (ножи, топоры, казаны), муку и сукно. Этот набор товаров сохранялся неизменным во всех пунктах торговли и обмена очень долго. Однако к середине XIX века казахи стали торговать и чаем. С середины 1860-х годов чай стал продаваться уже во многих городах России и прочно входит в повседневный обиход у всего русского населения.
Говоря о контактах с русскими, важно не забывать, что русские переселенцы не были одинаковыми. Переселявшиеся в восточные районы Казахстана и Алтая старообрядцы чай не пили по религиозным соображениям. А вот казаки Прииртышья, Оренбуржья и Урала активно пили чай. Активные торговые и соседские отношения между казахами и казаками приводили нередко к дружбе, выражавшейся через институт «тамырства» типа кавказского «куначества». Такие отношения немало способствовали заимствованиям друг у друга: «Киргиз (казах – авт.), посещая такого тамыра, видит только превосходство его культуры. Пробуя его кушанья, он желает иметь у себя такие же, мечтает о самоваре и погребце». А в казачьей среде под воздействием казахов вошло в моду чаепитие за низкими круглыми столиками, причем пили казаки чай с молоком. Таким образом, это было не одностороннее, а взаимное влияние двух культур.
Чай занял свое место в культуре питания казахов не в одночасье. До середины XIX века чай пили в основном только зажиточные казахи. Вторая половина XIX века – это время, когда чай начинают пить во всех слоях казахского общества, и он постепенно становится любимым напитком: «В отношении чая киргизы весьма сходны с нашими приказчиками и даже самим купечеством старого покроя: они также почитают чай напитком равно приятным и среди жестокого мороза и в удушливый зной» – писал в середине века наблюдатель, посетивший казахский той, устроенный зажиточным казахом Букеевской орды. В пограничных с Китаем районах чай в 1870-е гг. употреблялся всеми казахами: «Кирпичный чай во всеобщем употреблении; у богатых самовары, у бедных медные и чугунные чайники, или просто варят в казанах. Богатые пьют и байховый чай». Этнографу А.Н. Харузину, путешествовавшему в конце 1880-х годов по Букеевской степи, предлагали чаю в каждой встреченной на пути юрте – без чаю нельзя было отпустить гостя. Привычка каждый день пить крепкий чай в больших количествах привела к стойкой зависимости от этого напитка. Сегодня старшее поколение казахов не может обойтись без чая. Некоторые женщины, не выпив чая, не могут приступить к домашним делам.
Читайте: |
---|
Шайтаны озера Бирказан |
Легенды о Караман-ата |
Слово ДесятоеЛюди молят Бога о ребенке. Зачем человеку ребенок? Говорят, надо наследника оставить, чтобы сын кормил родителей на старости лет, молился за них после их смерти. Только и всего?. |