Путешествуя по стране:

Роза - царица цветов

Сейчас в составе каждого заказанного букета цветов присутствует грациозная роза. Данный цветок является удивительным, поскольку на момент существует б...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Казахи, от древних времен и по сегодняшний день

News image

Территория Казахстана очень обширна, простираясь от Алтая и до Каспийского моря, от Урала до Тянь-Шаня, привле...

+Далее...

Доисламская культура и устное творчество

News image

Устное творчество. В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традици...

+Далее...

Материальная культура Казахстана XIII - первой половины

News image

Среди монгольской аристократии вскоре после прихода к власти четко наметились две тенденции по отношению к о...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...




Расцвет Улуг Улуса

История Казахстана - Казахстан в древности

расцвет улуг улуса

Улуг Улус – как первое централизованное древне-казахское государство занимает особое место в истории Казахстана. Это государство получило в восточных источниках название Ак (белой) Орды, в русских летописях – Золотой Орды.

В некоторых источниках перепутаны данные о местоположении Белой и Синей Орды. В частности, это касается “Анонима Искандера” Муин ад-дина Натанзи, ошибочно поменявшего местами Белую и Синюю Орды. Дискуссия о местонахождении Орд, длившаяся с начала изучения истории Золотой Орды в России и на Западе, закончилась выводом о том, что Синяя Орда находилась на востоке, а Белая – на западе. Особняком стоит мнение И. Мингулова, который считает Белую Орду государством, существовавшим на востоке с середины XIII по первую четверть XV в. включительно. В самом Улусе Жоши понятия “Ак Орда” и “Кок Орда” обозначали только политические центры, ставки ханов, а само государство называлось Улуг Улусом.

Название “Золотая Орда” искусственно, поэтому не используется в нашем учебнике. По словам Ш. Уалиханова: “Во всех ярлыках Золотая Орда называется Улуг Улусом и у тюркских историков и в преданиях народных… никогда не называется ордой”. Известный ученый-востоковед В. Юдин также пишет, что название “Золотая Орда” стало применяться лишь с конца XVI века.

Политическая история Улуг Улуса. Первоначально Улуг Улус входил в Монгольскую империю как ее часть, однако уже хан Бату (1242-1256 гг.) вел себя как независимый правитель. При его поддержке Великим ханом стал Мункэ, не вмешивавшийся во внутренние дела Улуса. Бату, которого кыпчаки называли Саин хан (мудрый хан), заложил основы государственности, опираясь на кочевые традиции и положения Ясы Чингис хана (свод законов, принятый в 1206 г.)

После смерти Бату законным наследником должен был стать его сын Сартак, который находился в это время в Монголии, при дворе Мунке хана. Однако по пути домой новый хан неожиданно скончался. Вскоре умирает и провозглашенный ханом малолетний сын Бату – Улагчи. Правителем стал его брат Берке хан (1257-1266гг.), при котором Улуг Улус окончательно отделился от Монгольской империи. Новый хан еще в юности принял ислам и поэтому сразу же провозгласил его государственной религией. При нем активизировалось градостроительство, начавшееся со строительства новой столицы – Сарай-Берке, недалеко от современного Волгограда (старая, Сарай-Бату, находилась ниже по течению Едиля). Хан приглашает из Ирана и Египта ученых, богословов, поэтов, из Хорезма ремесленников и купцов. Заметно оживились торговые и дипломатические связи со странами Востока. На ответственные государственные посты стали назначаться высокообразованные выходцы из Ирана и арабских стран, что вызывало недовольство монгольской и кыпчакской кочевой знати. Однако это недовольство пока не выражалось открыто.

Правление хана Менгу-Тимура (1266-1280) прошло спокойно, однако после его смерти в стране начался политический кризис, связанный с именем Ногая. Ногай, один из потомков Чингисхана, занимал при Бату и Берке пост беклербека, второго по значению в государстве. Его личный улус находился на территории современной Молдовы. Ногай поставил своей целью образование собственного государства и в период правления Тупа-Менгу (1252-1287) и Туле-Буки (1287-1291) ему удалось подчинить своей власти огромную территорию по Дунаю, Днестру, Узеу (Днепру). При прямой поддержке Ногая на саранский престол был посажен Токта (1298-1312 гг.). В начале новый правитель во всем слушался своего покровителя, но вскоре, опираясь на степную аристократию, выступил против него. Длительная борьба закончилась в 1300 г. поражением Ногая и единство Улуг Улуса было вновь восстановлено.

Во времена правления Озбек хана (1312-1342 гг.) и его сына Жанибека (1342-1357 гг.) Улуг Улус достиг своего наивысшего расцвета. Озбек вторично провозгласил ислам государственной религией, достроил Сарай-Берке, получивший новое имя – Сарай Ал-Жедид (Новый Дворец), много внимания уделял развитию караванной торговли. Мятежи султанов, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены, ханская власть в левом крыле ликвидирована, его правителем был назначен Исатай-кият. Улус вел оживленную торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными.

Государственное устройство. Государственное устройство носило полувоенный характер. Военные и административные должности не разделялись. Правой рукой хана был беклербек, отвечавший за все государственные дела, являвшийся главно-командующим войсками и главой внешнеполитического ведомства. Финансами государства ведал великий визир. Непосредственное управление страной осуществлялось через специальный орган исполнительной власти – диуан, в который входили дамиры – секретари, битакчи – писцы, салыкчи – налоговые чиновники, казначи – чиновники финансового ведомства и их помощники – туткаулы, бакаулы и есаулы.

В административном отношении весь Улуг Улус был разделен на правое и левое крыло. Правое крыло охватывало территорию Западного Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа, донские, днепровские степи, Крым. Центр его находился в низовьях Едиля и управлялось правое крыло непосредственно ханами Улуг Улуса из потомков Вату. Ставка их называлась Ак Ордой. Левое крыло занимало земли Центрального Казахстана и долину Сырдарьи. Правили здесь ханы – потомки Орда-Ежена, брата Бату, ставка которых. Кок Орда, находилась в низовьях Сырдарьи. Столицей левого крыла был Сыгнак. Кроме левого и правого крыла в стране были улусы – Крым, Сарай, Дешт-и-Кыпчак, Хорезм, Булгар, управлявшиеся улус-беками. В Сибири правила местная династия - тайбугинцы, подчинявшиеся ханам Улуса.

На территории Казахстана монголы ввели в действие правовые ормы – “Джасак” или “Яса” Чингис хана, в которых определялись права и привилегии кочевой знати. Вместе с тем среди , кыпчакской знати, в связи с усилением влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно стало распространяться мусульманское право – шариат.

Местное население было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войско делилось на правую и левую руку. Командовали ими туменбасы (десятитысячники), мынбасы (тысячники), жузбасы (сотники), онбасы (десятники).

Была установлена своеобразная система налогообложения местного населения. Кочевники-скотоводы обязаны были платить “копчур” – одну голову со ста голов скота, “тагар” – налог для снабжения войск, делившийся на две части – “азук”, сбор продовольствия и “алык” – сбор фуража. Земледельцы платили налог “харджи-хараджат”.

Кроме прямых налогов, население несло повинности – “коналга”, содержание войск на постое, “джамалга”, обеспечение гонцов и административных лиц, уртонную повинность – содержание почтовых станций. Купцы уплачивали пошлины с товаров – “тамга”. В Улуг Улусе существовала четкая система сбора налогов, учет велся по специальным реестрам – “дафтари”. Русские княжества платили “выход” – дань в размере процентов от стоимости имущества с каждого хозяйства. Сбор налогов осуществлялся баскаками, а с XIV в. – через откупщиков и местную знать. Этим воспользовались, в частности, московские князья, в казне которых оседала большая часть “Ордынского выхода” – налога, для уплаты же требуемой суммы местные правители ужесточали налоговый гнет своего народа.

Население Улуса было полиэтничным. Собственно монголов было незначительно, основная их масса оставалась в Монголии, на родине. Оказавшиеся на территории Казахстана были полностью ассимилированы тюркоязычным населением.

В оседлых областях обитали камские булгары (предки современных казанских татар), мордва, русские, греки, казары, аланы, городские кыпчаки. Большую часть кочевого населения улуса составляли казахские племена – найманы, кереи, уаки, конраты, кыпчаки, аргыны, канглы, мангыты, кияты и др.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Десятое

Люди молят Бога о ребенке. Зачем человеку ребенок? Говорят, надо наследника оставить, чтобы сын кормил родителей на старости лет, молился за них после их смерти. Только и всего?.