Кто нашел логово Сатаны в Казахстане?Поклонники мистических историй и верований будут приятно удивлены, узнав о новом открытии в Казахстане. Учеными было обнаружено так называемое ло... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Язык и письменность Казахстана XIII - первой половины XXIII-XIV вв.- время дальнейшего развития казахского языка и приближения литературных языков к народному. Мон... +Далее... |
Каким было традиционное оружие казахов в истории?Почтительное отношение к оружию у казахов сложилось издавна. В этом нет ничего странного, ведь в условиях... +Далее... |
Материальная и духовная культура казаховКазахи - древний и самобытный народ, обладающий большим и разнообразным культурным наследием. Материальна... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
История Казахстана - Казахстан в древности
Борьба Едиге и Токтамыса. В 1396 г. к власти в Улуг Улусе приходит Едиге, последний правитель этого государства. Политика Едиге была направлена на укрепление роли кочевой знати и ослабление ханской власти. При нем должность бия стала фактически выше ханской и последний превратился лишь в номинального правителя, своего рода символ государства. Едиге сменил на сарайском престоле нескольких ханов, в основном потомков Орыс хана, однако в полной мере восстановить могущество Улуг Улуса ему не удалось. Этому способствовало несколько причин.
Во-первых, с упадком городской жизни после тимуровских погромов и продолжавшейся откочевкой кочевого населения на восток из-за климатических изменений экономическая жизнь государства стала перемещаться в Центральный и Южный Казахстан, а политический центр государства продолжал оставаться на берегах Едиля.
Во-вторых, усилились центробежные силы на окраинах государства, особенно в Булгаре и Крыму. Булгары и южно-крымские тюрки стремились избавиться от сарайского господства и построить независимые государства.
В-третьих, в Улусе была сильна султанская оппозиция, недовольная падением роли чингизидов и усилением родовой знати. Эту оппозицию возглавлял сам Токтамыс и его сыновья, закрепившиеся в Сибири.
В начале своего правления Едиге удалось добиться некоторых успехов. В 1396 г. Токтамыс заключил союз с Литвой, овладел Крымом и выступил в поход против Темир-Кутлыга. В 1399 г. на берегу реки Ворсклы войска Токтамыса и Едиге вновь встретились. На стороне Токтамыса выступили литовские и польские феодалы, немецкие наемники и генуэзские отряды из Крыма. В армии Едиге кроме кыпчакских отрядов были дружины русских князей, союзников в борьбе с Литвой. Битва, произошедшая на Ворскле 12 августа 1399 г., закончилась полным разгромом Токтамыса и его европейских союзников, после чего Токтамыс больше не пытался овладеть Сараем. В 1405 г. он умер в Чимги-Туре.
Политическая ситуация в Улуг Улусе в начале XV в. Обезопасив западные пределы государства, Едиге обратил свое внимание на юг, где в 1405 г. ему удалось овладеть Хорезмом. Однако вскоре последовал целый ряд неудач, и Едиге был вынужден в 1410г. покинуть Сарай и закрепиться в Хорезме и в низовьях Сырдарьи. Новый хан, сын Темир-Кутлыга Темир хан пытался овладеть этим важным регионом, однако потерпел поражение и уступил трон сыну Токтамыса Желалатдину. Очередной хозяин Сарая не пользовался особой популярностью и был вынужден обратиться к Едиге с предложением о мире. Единственным условием было признание за Желадатдином ханского титула, но Едиге отказался и несостоявшийся хан был убит своим братом Каримберды.
На протяжении 1411-1419 г. за сарайский престол боролись сыновья Токтамыса, свергая и убивая друг друга. В 1419г. Едиге выступил в поход на Сарай с целью прекратить цепь дворцовых переворотов и вновь взять власть в столице в свои руки. Против него выступил Кадыберды хан. В битве, состоявшейся на одном из притоков Илека, Едиге погиб, но войска хана были разбиты, а сам он скончался от полученных ран. С этого момента начинается фактический распад Улуг Улуса.
Распад Улуг Улуса. Новый правитель Улуг Улуса, сын Едиге бия Мансур, провозгласил ханом Кажи-Мухамеда, однако власть его распространялась лишь на Сибирь, Северный и часть Западного Казахстана. Сарайским престолом овладел внук Темир-Кутлыга Улы-Мухаммед. В начале 20-х годов в низовьях Сырдарьи укрепляется внук Орыс хана султан Барак. Район среднего течения Сырдарьи с городом Сыганаком попал к этому времени в руки тиму-ридов и Барак с 1425 г. выступил в поход против эмира Улугбека. Бараку удалось отвоевать Сыгнак и даже изгнать Улы-Мухаммеда из Сарая. В 1428 г. Барак погиб в борьбе с другим претендентом на престол, Кши-Мухаммедом, тоже потомком Орыс хана. Улы-Мухаммед пытался закрепиться в Сибири, где в это время правили Гази бий и Жумадук хан. Но род Тайбуга, фактически правивший в Чимги туре, поднял восстание, в ходе которого Гази бий и Жумадук были убиты, а ханом провозглашен Абулхаир – потомок Шибана, одного из сыновей Жоши. Улы-Мухаммед в 1432 г. потерпел поражение от Кши-Мухаммеда и ушел на север, в Казань, где основал независимое Казанское ханство. Позже, в 1449 г. от владений Кши-Мухаммеда отделяется Крымское ханство, правителем которого стал Тука – тимурид Кажи-Керей.
Таким образом, в результате вышеизложенных событий к середине XV в. Улуг Улус прекращает свое существование и на его обломках возникает несколько государств. На территории Булгара появилось независимое Казанское ханство, земли крымского полуострова и степей от Узеу до Тена и долины реки Кубан занимало Крымское ханство. В низовьях Едиля продолжало сохраняться Сарайское ханство, больше известное как Астраханское или Большая Орда. Большую часть бывшего Улуг Улуса – Сибирь и Казахстан занимало государство Абулхаира.
Читайте: |
---|
Легенды о Боровом |
Мусулман-пери |
Слово ВтороеВ детстве мне приходилось слышать, как казахи смеялись над узбеками: «Ах вы, сарты широкополые, камыш издалека носите, чтобы крыши покрыть,при встрече лебезите, а за спиной др... |