Путешествуя по стране:

Компания «Энергетик Плюс» предоставляет полный объем ус

К счастью, сегодня существует огромный выбор водогрейных и отопительных газовых котлов. В любом специализированном магазине придется выбирать нужный в...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Религиозные представления Казахстана в V-XII вв

News image

Тенгрианство. Многими средневековыми и современным авторами отмечено существование у тюркоязычных народов св...

+Далее...

Материальная и духовная культура казахов

News image

Казахи - древний и самобытный народ, обладающий большим и разнообразным культурным наследием. Материальна...

+Далее...

Культура

News image

Казахи - чрезвычайно гостеприимные люди. Если Вы приедете в гости к казахской семье, причем совершенно неожи...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...




Государство хунну и гуннов

История Казахстана - Казахстан в древности

государство хунну и гуннов

Образование державы хунну. Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых выборным вождем. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром -”высочайшим”, и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну.

- племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая, где в то время утвердилась новая династия – Хань. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением ханьских войск. Император Гао-ди вместе с войсками попал в окружение у горы Байден. Лишь великодушие Моде позволило императору спастись, и в скором времени был заключен мир, по которому Китай обязался выплачивать ежегодную дань.

После смерти Моде мирный период продолжался несколько десятилетий. Нарушил его император У-ди. Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. Китайцам удалось вытеснить хунну из Ордоса, однако, в 90 г. до н.э. у горы Яньшань они потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал условия мира. Однако мир сохранялся недолго. В 59 г. до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы, связанные с борьбой наследников сенгира за власть, и искусно подогреваемые китайской дипломатией. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части – северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.

Политический строй хунну. Во главе хуннской державы стоял монарх, именовавшийся “Рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннским великим сенгиром”. Часто сенгиры носили также титул “танкир кут” – “обладающий небесной благодатью”. Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась сыну. Нередки были также факты узурпации власти и выборов сенгира знатью. Сенгир выполнял военные, дипломатические, культовые функции, являясь не только правителем, н-> и первосвященником хуннского народа.

Сенгир принадлежал к роду Си, и лишь его представители могли претендовать на занятие престола. Кроме этого существовали еще три знатных рода – Хуянь, Сюйбу, Лань, из которых сенгир мог брать жену. Высшие чины в государстве занимали также представители этих родов.

Иерархия чиновников в государстве хунну была очень громоздкой и сложной. Пять высших классов чиновников занимались исключительно родственниками сенгира. Это “мудрые князья”, “лули-князья”, “великие полководцы”, “главноуправляющие”, “великие начальники”. Следующие по рангу чины занимали члены знатных родов Все чины делились на “левых” и “правых”, что означало также “старший” и “младший”. Кроме родовой аристократии существовала также служивая знать – “кутлуга”, которые были “помощниками”, и вельможи выполняли всю работу по управлению страной. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый из которых имел свою дружину (от 10 до 2 тыс. чел.) и на время исполнения своих обязанностей получали от сенгира в управление уделы. Незнатные роды управлялись своими князьями, власть которых основывалась на авторитете.

С течением времени род сенгира увеличивался и для того, чтобы обеспечить своих родственников должностями, правители расширяли чиновничий аппарат. Так появились новые чины – великий цзюйкюй и жичжо-князь.

В государстве южных хунну система управления несколько изменилась. Первые два класса чинов остались без изменения и объединялись в “четыре рога”. Эти должности принадлежали родственникам сенгира. Далее следует “шесть рогов” – жичжо, вынъюйди и чжаньгянди, из знатных родов. Следующими по значению были кутлуг и жичжо-кутлуг и после них стояли “начальники”, “управляющие” и шюкюй. Кроме того, в южном хунну установилась новая система престолонаследия, когда престол занимали поочередно братья, а затем их дети. Основным источником права у хуннов был обычай. Китайцы отмечали, что законы хунну “легки и удобноисполнимы”. Суд протекал не более чем в 10 дней, число содержащихся под стражей одновременно не превышало десяти человек. За наиболее важные преступления полагалась смертная казнь. За воровство – конфискация имущества преступника, за легкие проступки делались порезы на лице.

В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии.

Государство гуннов. Аттила. Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшом пространстве хунну, аланы и кангары в течение трех веков кочевали, вступая в политические отношения (как мирные, так и военные) с великими державами древности Ираном и Римской империей. К этому времени они потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос, который мы в отличие от хунну будем называть гуннами. Так их называли и западные источники.

В 375 г. гунны под предводительством Баламбера, кочевавшего тогда по степям нижнего Поволжья, переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось “Великое переселение народов”. Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. В 305 г. они подводили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Мессопотамию. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. Особенно усиливается натиск гуннов на римские земли при царе Ругиле (первая треть V в.), которому удалось захватить богатые римские придунайские провинции. Отныне Паннония (территория современной Венгрии) становится центром гуннской державы. Восточно-Римский император обязался ежегодно платить Ругиле 350 фунтов золота, спешные войны с римлянами обогатили гуннскую знать, что позволило жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов.

В 434 г., после смерти Ругилы, власть переходит в руки его племянников, сыновей его брата Мундзука-Бледе и Аттиле (Едил). В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство – событие, легшее в основу сюжета “Песнь о Нибелунгах”. В 445 г. Аттила, убив своего брата Бледу, стал единоличным правителем. Начался период его короткого, но полного событий царствования.

Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римско.й империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась.

Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Первыми восстали гепиды, обитавшие в Паннонии и на Карпатах. В битве на реке Недар гунны потерпели поражение. Старший сын Аттилы, Эллак, погиб. Младший сын, Ирнак, с остатками гуннов покинул территорию западнее Карпат и ушел в Причерноморье. Здесь единое гуннское государство распалось на отдельные владения – хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.

С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.

Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Патриархально-родовые отношения в хуннском обществе достигли своего расцвета, однако в его недрах уже назревали новые общественные отношения. Существовала частная семейная собственность на скот. Материалы раскопок, захоронений хуннской знати указывают на имущественное неравенство.

В праве собственности мы видим черты, характерные для большинства кочевых обществ. Каждый хуннский род владел полосой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Пустынные и неудобные для хозяйствования земли были в собственности государства. У усуней же земля находилась в собственности семьи, существовали запретные “царские” земли.

Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система отопления-дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревали дома. Над дымоходами устраивались лежаки или нары.

Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя.

Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны оседлые племена земледельцев.

Кризис ранних государств Казахстана. Дальнейшее развитие производительных сил, этнические процессы, происходившие в Центральной Азии, привели к кризису и распаду древних государств Казахстана. Хунну заняли земли кангаров и усуней и основали в Центральной части южного Казахстана государство Юебань. В среднем течении Сырдарьи укрепились эфталиты, Семиречье в V в. покорилось центральноазиатскому государству Жужань. В 490 г. юебанцы были разгромлены телесскими племенами, которые основали в Восточном Казахстане государство Гаогюй. Делилось оно на две части, северный правитель носил титул “Небесный император”, южный – “Наследный государь”. Однако уже через шесть лет это государство было разгромлено и попало под власть Жужаней. Так, к середине V в. н.э. древние государства Казахстана практически перестали существовать.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Двадцатое

Все мы знаем — ничто не властно над судьбой. Человеку свойственно чувство пресыщения, оно не возникает по желанию, а определяется судьбой. Изведав однажды пресыщение, уже не о...