Мавзолей Сузик-аты![]() Разместившийся на одном из склонов горного хребта к югу от Сайрама, мавзолей Сузик-аты несколько раз перестраивался в течение XIII-XVI веков. Из пис... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Язык и письменность![]() Изменение лингвистической карты Казахстана. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Каза... +Далее... |
Развитие науки![]() Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широкое распространение получают научные знания.... +Далее... |
Литература исламского периода![]() Письменная литература в период распространения ислама развивалась преимущественно в городах. Однако литерату... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави![]() Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха Ибрагима![]() В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аны![]() Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Путешествие по стране - Интересные места Казахстана
Географическое положение:
Хребет Каратау, 25 км на запад от с. Чулак-Корган
Южно-Казахстанская область
Впервые петроглифы были обнаружены в 1972 году М. Кадырбаевым и А. Марьяшевым и обследованы Каратауским отрядом ЮКАЭ в 1974-1975 гг. Было выявлено более 3000 изображений. Наскальные изображения сгруппированы по склонам гор, у подножья хребта Каратау, на высоте около 900 м над уровнем моря. Изображения высечены на больших скальных блоках и плитах, сложенных из алеврито-песчаниковых сланцев.
Основная часть петроглифов представлена древними изображениями. На одной из плит сцена с участием верблюдов и людей. В центре высечена большая фигура верблюда-бактриана, достигающая в длину 1,85 м; у верблюда спутаны ноги. Рядом размещены другие фигуры этих же животных, люди в позе адорации с поднятыми вверх руками. Возможно, это сцена, связанная с поклонением верблюду. На плитах урочища запечатлено большое количество лошадей и куланов. Лошади изображались на поводу, с седоками и запряженными в колесницы.
Распространенным сюжетом во время создания ранних петроглифов является преследования козлов собаками. Эти петроглифы отличаются удивительной экспрессией. Изображения лишены условности и декоративности, однако черты звериного стиля уже угадываются в гравировках.
К числу уникальных можно отнести сцены охоты на птиц. На одной большой плите изображены 4 пеших лучника, стреляющие в птиц (дроф?). Полет стрелы дан в виде сплошных прямых линий, тянущихся к головам птиц. Особенностью сцен, связанных с охотой, является движение.
В петроглифах Арпа-Узеня повторяются картины сражений, чаще всего это сцены боя пеших лучников. В некоторых случаях в руках у воинов различаются палица, топоры или чеканы.
К числу редких относятся изображения дерева и человека под ним.
Петроглифы раннего железа в количественном отношении уступают изображениям поздней бронзы. Они размещены в нижней части основного ущелья. По-видимому, они были выбиты позднее, когда удобные для изображений плиты в центральной части ущелья были уже заняты более древними петроглифами. Значительную часть рисунков составляют поздние изображения лучников на конях, одногорбых верблюдов, всадников с ружьями и охотников, стреляющих лежа из ружей в козлов. В целом в Арпа-Узене можно выделить три основные группы петроглифов: наиболее древние - эпохи поздней бронзы, сакские и поздние гравюры XVIII-XIX вв. В урочище находилось одно из самых долговременных святилищ, функционировавших на протяжении многих веков.
Читайте: |
---|
![]() Легенды о Боровом |
![]() Шайтаны озера Бирказан |
Слово ОдиннадцатоеЧем промышляет, как живет народ? Есть два средства. Одно из них — воровство. Вор надеется разжиться краденым, бай думает умножить свои стада, вернув похищенное с лихвой, власть и... |