Объекты Великого Шелкового путиВеликий Шелковый Путь считается одним из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Сети караванных дорог в эпоху средневековья... |
More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости |
Материальная культура Казахстана XIII - первой половиныСреди монгольской аристократии вскоре после прихода к власти четко наметились две тенденции по отношению к о... +Далее... |
Городская культура Казахстана в V – начале XIII ввЮжный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь по... +Далее... |
Казахская община в Москве: сохранение традиций и решениКазахи в Москве и разных уголках России начали появляться в девятнадцатом веке. Первые из них появлялись в Пет... +Далее... |
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж... |
Мавзолей шейха ИбрагимаВ народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п... |
Мавзолей Карашаш-аныЭто исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м... |
Культура и традиции - Население Казахстана
Так исторически сложилось, что между казахами, другими тюркскими мусульманскими, кавказскими народами, проживающими в регионе, и монголоязычными буддистами калмыками сложились непростые отношения. Казахи и калмыки всегда воевали между собой, причем войны велись на уничтожение, а у многих казахов и сейчас к калмыкам сохранилось негативное отношение. Ведь известно, что калмыки оказывали помощь царским войскам в подавлении казахских, башкирских народных восстаний.
Но существует немало и других примеров, которые сближают оба народа, хотя и не совсем ясные историкам. Так в центральном Казахстане есть Кентский дворец, у казахов называется Кызылкенчским, построенный в 17-18 вв., среди построек которого сохранились развалины ламаистского монастыря. По преданию в нем останавливалась Эдрежеп, дочь Аюки-хана, ставшая женой правителя восточных (джунгарских) калмыков. Современные казахские историки считают, что хотя между соседними народами и сохранилась напряженная атмосфера, но в поздний период их многое объединяло, прежде всего, совместная борьба против России и Китая, родственные связи.
Сегодня современные казахи и калмыки, особенно проживающие в городах, оказались в большей мере подвержены влиянию русской культуры. Только в последнее время с обретением независимости наметилось возрождение культуры, возвращение к историческим корням. И если казахи, как многочисленная нация, понесла меньшие потери, то калмыки испытали более сильное многовековое влияние Российского государства.
Согласно сохранившимся устным преданиям, у казахов, калмыков, ногайцев, других народов у них единый родоначальник, предок. Разделением, границей послужила религия. Калмыки, монголы приняли буддизм, а казахи, ногайцы – ислам. Оба народа кочевали, нередко их пути, интересы пересекались, но серьезных причин для вражды историки не находят. Например, калмыки, пересекая в 1741казахские земли, изначально не планировали уничтожать казахов. Известно, что ойратский Галдан-Церен, взяв в плен хана Аблайя, через два года отпустил его. Причем весьма торжественно, выдав за Аблай-хана Топуш-ханум, дочь Хучун Мергена. Родившиеся от Топуш-ханум и Аблай-хана сыновья, оставили в казахской истории заметный след. Так Косум-терим, был отцом казахского хана Кенесары, последнего хана, отстаивавшего независимость Казахского ханства.
В начале 18 века, когда цинский Китай с халха-монголами пытались уничтожить Джунгарское ханство, Аблай-хан предоставил убежище Амурсану, правителю Джунгарии.
В современной истории также содержатся примеры взаимопомощи двух народов. Яркий пример – выселение калмыков в 1943, когда часть их оказалась в Сибири, а часть в Казахстане, причем последним благодаря помощи казахов было легче выжить. Тяжесть общих испытаний еще больше сблизила братские народы, позволила забыть старые разногласия.
Читайте: |
---|
Легенда о возникновении озера Балхаш |
Легенды о Боровом |
Слово первоеХорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил,пресытившись всем, обнаружил бреннос... |