Путешествуя по стране:

Раскопки древнего Чимкента

News image

На средневековом городище Чимкент вновь начались археологические раскопки, целью которых в нынешнем году является восстановление картины жизни город...

More in: Заповедники Казахстана, Интересные места Казахстана, Талгар, Шелковый путь, Музеи Казахстана, Древние города Казахстана, Новости

Казахстан сегодня:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Культура Казахстана:

Доисламская культура и устное творчество

News image

Устное творчество. В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традици...

+Далее...

Самобытные и неповторимые танцы казахов

News image

Многообразный музыкальный фольклор, сватовство и последующая за ним свадьба, танцы, игры и состязания, па...

+Далее...

Литература исламского периода

News image

Письменная литература в период распространения ислама развивалась преимущественно в городах. Однако литерату...

+Далее...

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Погода:

Музеи Казахстана:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж...

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п...

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - м...

Главная Население Казахстана Казахи и калмыки: точки соприкосновения



Казахи и калмыки: точки соприкосновения

Культура и традиции - Население Казахстана

Так исторически сложилось, что между казахами, другими тюркскими мусульманскими, кавказскими народами, проживающими в регионе, и монголоязычными буддистами калмыками сложились непростые отношения. Казахи и калмыки всегда воевали между собой, причем войны велись на уничтожение, а у многих казахов и сейчас к калмыкам сохранилось негативное отношение. Ведь известно, что калмыки оказывали помощь царским войскам в подавлении казахских, башкирских народных восстаний.

Но существует немало и других примеров, которые сближают оба народа, хотя и не совсем ясные историкам. Так в центральном Казахстане есть Кентский дворец, у казахов называется Кызылкенчским, построенный в 17-18 вв., среди построек которого сохранились развалины ламаистского монастыря. По преданию в нем останавливалась Эдрежеп, дочь Аюки-хана, ставшая женой правителя восточных (джунгарских) калмыков. Современные казахские историки считают, что хотя между соседними народами и сохранилась напряженная атмосфера, но в поздний период их многое объединяло, прежде всего, совместная борьба против России и Китая, родственные связи.

Сегодня современные казахи и калмыки, особенно проживающие в городах, оказались в большей мере подвержены влиянию русской культуры. Только в последнее время с обретением независимости наметилось возрождение культуры, возвращение к историческим корням. И если казахи, как многочисленная нация, понесла меньшие потери, то калмыки испытали более сильное многовековое влияние Российского государства.

Согласно сохранившимся устным преданиям, у казахов, калмыков, ногайцев, других народов у них единый родоначальник, предок. Разделением, границей послужила религия. Калмыки, монголы приняли буддизм, а казахи, ногайцы – ислам. Оба народа кочевали, нередко их пути, интересы пересекались, но серьезных причин для вражды историки не находят. Например, калмыки, пересекая в 1741казахские земли, изначально не планировали уничтожать казахов. Известно, что ойратский Галдан-Церен, взяв в плен хана Аблайя, через два года отпустил его. Причем весьма торжественно, выдав за Аблай-хана Топуш-ханум, дочь Хучун Мергена. Родившиеся от Топуш-ханум и Аблай-хана сыновья, оставили в казахской истории заметный след. Так Косум-терим, был отцом казахского хана Кенесары, последнего хана, отстаивавшего независимость Казахского ханства.

В начале 18 века, когда цинский Китай с халха-монголами пытались уничтожить Джунгарское ханство, Аблай-хан предоставил убежище Амурсану, правителю Джунгарии.

В современной истории также содержатся примеры взаимопомощи двух народов. Яркий пример – выселение калмыков в 1943, когда часть их оказалась в Сибири, а часть в Казахстане, причем последним благодаря помощи казахов было легче выжить. Тяжесть общих испытаний еще больше сблизила братские народы, позволила забыть старые разногласия.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Слово назидания:

Слово Двенадцатое

Когда кто-то учит других слову божьему, хорошо ли, плохо ли делает он свое дело, у нас язык не повернется запретить ему проповедь, ибо нет ничего предосудительного в делах благон...